войти
опубликовать

Николай
Захарович Трындык

Россия • 1916−1987

Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Кабардино-Балкарской АССР.

Родился 19 декабря г. на Украине в селе Четвертиновка. Несколько лет он жил и трудился в Донбассе, а в 1934г. поступил в Луганское художественное училище.

Во время каникул Николай посещает Кабардино-Балкарию, где рисует, пишет этюды. В 1937 г. его работа «Девушка-горянка» была принята на выставку произведений молодых художников и студентов художественных учебных заведений Украины в городе Киеве. Эту выставку можно считать первой вехой творческого пути Н.З. Трындык.

В 1938 г. Николай Захарович приезжает в Нальчик. С этого времени он связывает свою жизнь и творчество с Кабардино-Балкарией. В годы культурного строительства республики особенно важное значение имела наглядная агитация, и вместе со своими коллегами Трындык пишет плакаты. Панно, оформляет празднества и т.д.

Много полезного принесло ему знакомство с приехавшими из Киева известными художниками А.А. Шовкуненко и А.И. Сиротенко, которые способствовали росту профессионального мастерства молодого живописца.

В 1939г. было создано оргбюро Союза художников КБАССР, которое провело первую республиканскую художественную выставку. Николай Захарович был предоставлен на ней двадцатью работами - портретами, пейзажами, натюрмортами. За них и за активное участие в организации выставки он был награжден Почетной грамотой Управления по делам искусств при Совете Министров КБАССР.

В апреле-мае 1941 г. в Москве открылась выставка молодых художников РСФСР, в которой участвовал Н.З.Трындык со своим пейзажем «Под вечер», получившим положительную оценку: сумерки опускаются под притихшим парком, легкой дымкой покрыт горизонт, на котором рдеют в отблесках зари вершины гор, величавым спокойствием дышит природа…

Грянула Великая Отечественная война. Трындык, работая заведующим художественного отдела газеты «Кабардино-Балкарская правда», одновременно рисует для «Окон ТАСС», пишет лозунги, плакаты, призывы.

С 1942 г. он на фронте- освобождал Нальчик и другие города Северного Кавказа, Украину, участвовал в Ясско-Кишиневской операции, дошел до столицы Болгарии Софии, где окончил свой ратный путь. Н.З.Трындык был отмечен многочисленными боевыми наградами. И на фронте в свободную минуту он брался за кисть и карандаш. Тема войны присутствовала всю его дальнейшую творческую жизнь.

1945 г. Год Победы. Демобилизованный художник возвращается в Нальчик. Работает заведующим художественным отделом газеты «Кабардино-Балкарская правда», в скульптурно- художественных мастерских при Управлении по делам искусств, сочетая все это с упорной творческой деятельностью. В 1955 г. Н.З.Трындык был принят в члены Союза художников СССР.

Новые замыслы, новые воплощения … В этот период художник уделяет особое внимание передаче состояний природы, ее связи с жизнью человека-труженика.

Вечное движение, вечное обновление природы – арены трудовой деятельности человека – эта тема убедительно раскрывается автором в его произведениях.

Знакомясь с выставкой в Москве, народный художник ССССР К.Ф.ЮОН обратил внимание на картину «У подножья Андырчи» кисти Трындыка и дал о ней хороший отзыв, отметив выразительность композиции, тонкость цветового решения и реалистическое восприятие мира.

Художник относительно редко обращается к интимным тихим уголкам природы. Его больше привлекают такие места, в которых чувствуется эпическая мощь, могучий размах просторов края. Показательна в этом отношении картина «Сумрачные дали»

В 1961 году была открыта первая персональная выставка Н.З, Трындыка, которая подвела итоги его двадцатилетней творческой деятельности.

Человек и природа – эти понятия сплетаются для живописца воедино. Он часто обращался к бытовому жанру – изображению людей «крупным планом» на фоне и в окружении пейзажа «Мелодия горца», «Горнолыжная трасса» и др.

Жанровые тематические работы все более властно входят в творчество художника. Одна из наиболее удачных «Девочка-балкарка».

Школьница из горного села, очевидно, во время каникул, помогает в работе родному колхозу. Она едет на арбе, нагруженной молочными бидонами. Обычная бытовая сценка. Но под кистью автора она перерастает в нечто большее - в повествование о новой судьбе юной горянки. Не случайно фигура девочки выделена четким силуэтом на фоне залитого солнцем горного пейзажа. Благодаря этому живописному приему она приобретаем черты приподнятой значительности.

В 1967 году была открыта вторая персональная выставка Н.З.Трындыка, посвященная 50-летию художника. Юбилейная выставка показала высочайший уровень мастерства живописца.

Еще одна область творчества, которой самозабвенно занимается художник в конце 60-х начале 70-х годов – это монументально-декоративное искусство. Росписи, мозаичные панно, выполненные Трындыком , украшают учреждения Нальчика, городов и районов республики.

Перейти к биографии