войти
опубликовать

Александр
Порфирьевич Архипенко

1887−1964
Склонность к художественному творчеству зародилась у Архипенко в 13 лет, когда из-за болезни он, длительное время проводя в постели, начал копировать из книги рисунки Микеланджело. В 1902 году юноша поступает на живописное отделение Киевского художественного училища, откуда вскоре переводится на отделение скульптуры. В 1905 году его отчисляют из училища за неоднократно выказываемое недовольство академической системой преподавания. В следующем году Архипенко отправляется в Москву, где принимает участие в коллективных выставках.
В 1908 году молодой скульптор приезжает в Париж, решив продолжить свое художественное образование в Высшей школе изящных искусств. Но и здесь система обучения показалась ему слишком рутинной, поэтому он активно занимается самообразованием, каждый день в течение нескольких лет посещая Лувр. В эти годы он очень увлечен искусством античности и Древнего Египта, архаическими культурами и ранней готикой, что определенным образом сказывается и на его творчестве. С начала 1909 года Архипенко создает новаторские скульптурные произведения («Женщина с кошкой», 1910), которые представляет в Салоне независимых в 1910 году и в Осеннем салоне 1911 года. Постепенно в его работах начинают проявляться черты кубизма. С 1910 года Архипенко входит в состав «Группы из Пюто», члены которой — Альбер Глез, Жак Вийон, Жан Метценже и др. — стремились научно обосновать эстетику нового художественного направления. Уделяя большое внимание принципам трехмерного кубизма, Архипенко начинает осваивать новые оригинальные методы: в качестве основных изобразительных элементов впервые в истории скульптуры он использует «сквозные формы» и пустоты. Он становится первым скульптором, использовавшим сочетания выпукло-вогнутых форм и так называемое негативное пространство. Параллельно с этим он применяет нетрадиционные для скульптуры материалы: стекло, проволоку, листовой металл, найденные предметы, конструируя из них трехмерные объекты.
В 1912 году Архипенко открывает собственную художественную школу и присоединяется к группе модернистов «Золотое сечение». Вплоть до начала Первой мировой войны скульптор активно выставляет свои работы во Франции и Германии, а также экспонируется на знаменитой авангардистской Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году.
Годы войны художник проводит неподалеку от Ниццы, развивая в своем творчестве основные принципы так называемой скульпто-живописи. «Я изобрел скульпто-живопись в 1912 году. Она создается главным образом как панель, объединяющая цвета и формы; эстетически это новый вид искусства, обязанный особой взаимозависимости рельефа, вогнутых и перфорированных форм, цвета и фактур». К этому времени относятся такие значимые работы, как «Медрано II» (1913–1914), «Женщина за туалетом» (1916) и др.
Перейти к биографии