Sign up
Fra Beato
Angelico
Italia 
1395−1455
Exhibitions
All exhibitions of the artist
Biography and information
 
Фра Беато Анджелико, при рождении — Гвидо ди Пьетро, в постриге — Джованни да Фьезоле ((1387?) 1400, Флоренция — 1455, Рим) — итальянский художник, доминиканский монах; после беатификации в 1984 году Фра Беато Анджелико был причислен к лику блаженных и нынче считается небесным покровителем всех художников. В календаре 18 февраля, день кончины блаженного, отмечен как день памяти Фра Анджелико.

Особенности творчества художника Фра Беато Анджелико: Фра Беато Анджелико не любил писать "греховные" библейские сюжеты, обращаясь в своем творчестве к светлым, возвышающим темам, исполненным божественной любви. Вероятно, за это его и прозвали Фра Беато Анджелико, что в переводе с итальянского означает "брат Блаженный Ангельский". Искусствоведы считают, что на "раннего" Фра Анджелико большое влияние оказало творчество художников, работавших в традициях готики — Лоренцо Монако и Джентиле да Фабриано. Одна из самых известных работ этого периода — "Коронование Марии", написанное Фра Анджелико для госпиталя Санта-Мария Нуова, которую технически (например, сияющий золотой фон) относят к характерным для периода Треченто, предварявшего ранний Ренессанс. подготовило почву для следующей эпохи итальянского искусства — кватроченто (XV в.), эпохи Раннего Ренессанса.). Еще одна тема, к которой часто обращался Фра Анджелико — Благовещение. Один из его шедевров — алтарь Благовещения из церкви Джезу в Кортоне, пример флорентийского Кватроченто, выполненный в красных, синих и золотых цветах — послужил примером для большого количества подражателей. Ученики Фра Анджелико — Беноццо Гоццоли и Антониаццо Романо.

Известные картины художника Фра Беато Анджелико: Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана (триптих) и цикл фресок для доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, алтарь Благовещения из церкви Джезу в Кортоне, Табернакль Линайоли (хранилище предметов религиозного культа).

Обладая несомненным талантом живописца, Фра Беато Анджелико мог бы вести вполне обеспеченную светскую жизнь. Но мастер решил иначе: следуя за велениями души, он в 1418 году стал послушником в монашеском Ордене братьев-проповедников, основанного святым Домиником.

Фра Анджелико писал картины, пребывая в состоянии божественной благодати, преклонив колена перед холстом. Из глаз его часто текли слезы умиления. Он никогда не исправлял своих работ, считая, что именно в таком виде они угодны богу. Созданные им произведения и алтарные росписи всецело вписывались в девиз монахов-доминиканцев: "Восхвалять, благословлять, проповедовать".

О детстве и юности художника фактов не сохранилось. Можно предположить, что живописью он начал заниматься задолго до принятия монашеского пострига: ранние известные его работы, созданные в монашеском статусе, уже показывают зрелого мастера, в полной мере владеющего техникой живописи.

В монашеской среде Фра Анджелико почитался за неизменно доброе отношение к братьям и мирянам, он часто посещал собрания капитула. Настоятель монастыря оставлял его в качестве своего заместителя на время поездок по делам церкви. Вскоре Фра Анджелико получил должность викария, а позже стал синдиком монастыря Сан-Марко; он прилежно совмещал труды художественные и труды на благо монашеского братства.

После того, как в 1435 году доминиканцы получили от Козимо Медичи несколько церквей, архитектор Микелоццо начал их восстановление, а роспись и оформление алтарей поручили "брату Блаженному Ангельскому". Современники так описывали его работу: "Замечательна также живопись главного алтаря, изображений в зале Капитула, и в первом дворике, и во всех кельях верхнего этажа, и "Распятия" в трапезной. Все это написано братом-доминиканцем из монастыря во Фьезоле, который был величайшим в Италии мастером живописи… человеком величайшего смирения и веры".

В 1445 году Фра Анджелико пригласили в Рим. Папа Евгений IV, который принимал участие в освящении монастыря Сан-Марко после окончания восстановительных работ, по достоинству оценил талант доминиканца и решил поручить ему роспись Церкви Крещения в Ватикане (до наших дней не сохранилась), а также одну из капелл Ватиканского дворца — капеллу Никколина. Эти фрески в полной мере демонстрируют его познания в анатомии человека, владение мастерством перспективы и передачи светотени с учетом конструктивных особенностей сводов и стен расписываемого здания.

Как гласит легенда, Фра Анджелико была предложена кафедра архиепископа Флоренции, однако тот отказался от сана. В своих "Жизнеописаниях" художник и писатель Джорджо Вазари размышлял: "Хорошо было бы, если бы духовенство нашего времени научилось от этого святого человека не гоняться за теми должностями, которых они не могут достойно нести, и уступить их достойнейшим". Поле работы в Ватикане в 1447 году Фра Анджелико приступил к росписи церкви в Орвието, и вернулся во Флоренцию к концу 1449 года. Известно, что в 1450 году он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле. После этого Фра Анджелико, вероятно, продолжал свою работу, однако известных произведений до современников не дошло.

Фра Беато Анджелико умер в Риме в 1455 году и был похоронен в доминиканской церкви Санта-Мария сопра Минерва. На его могильном камне сохранилась надпись, и, в частности, такие слова "Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе".
Read more
Artworks liked by
+21

Feed
Fra Beato Angelico. Condemnation of St. Lawrence by the Emperor Valerian. The Martyrdom of St. Lawrence. 1447-1449
Fra Beato Angelico. Position in the coffin. About 1438-1440
Fra Beato Angelico. Saint Catherine and John the Baptist. Around 1421-1422
To post comments log in or sign up.
Write comments
Discuss user publications and actions. Add the required photos, videos or sound files to comments.
Fra Beato Angelico. Coronation of the Virgin Mary. 1440-1442
Fra Beato Angelico. The face of Christ. Around 1435–1437
Fra Beato Angelico. Linayol tabernacle Saints Mark and Peter. 1433
Fra Beato Angelico. Madonna and Child with four angels. About 1425
Fra Beato Angelico. Naming of the name John the Baptist. Around 1434–1435
Fra Beato Angelico. Lamentation of Christ.
To post comments log in or sign up.
Whole feed
Artworks by the artist
210 artworks total
Fra Beato Angelico. Burial of Saints Cosmas and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit 7
0
Burial of Saints Cosmas and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit 7
1440, 37×45 cm
Fra Beato Angelico. Salvation of saints Cosmas and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit 2
0
Salvation of saints Cosmas and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit 2
1440, 38×45 cm
Fra Beato Angelico. Crucifixion and stoning of saints Cosmas and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit 6
0
Crucifixion and stoning of saints Cosmas and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit 6
1440, 37×45 cm
Fra Beato Angelico. Condemnation of Saints Cosmas and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit 3
0
Condemnation of Saints Cosmas and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit 3
1440, 37×46 cm
Fra Beato Angelico. Healing of Palladian’s husband by Saints Cosma and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit, left side
0
Healing of Palladian’s husband by Saints Cosma and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit, left side
1440, 36.5×46.5 cm
Fra Beato Angelico. Healing of Yustenian by Saints Cosma and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit, right side
0
Healing of Yustenian by Saints Cosma and Damian. The altar of the monastery of San Marco. Limit, right side
1440, 37×45 cm
Fra Beato Angelico. Saints Cosmas and Damian represent their brothers to Proconsul Lisias. The altar of the monastery of San Marco. Limit 1
0
Saints Cosmas and Damian represent their brothers to Proconsul Lisias. The altar of the monastery of San Marco. Limit 1
1440, 38×45 cm
Fra Beato Angelico. Corton Triptych. Central Panel: Mary with Baby and Angels
0
Corton Triptych. Central Panel: Mary with Baby and Angels
1437, 137×68 cm
Fra Beato Angelico. Linayolskaya tabernacle. Fragment: The Martyrdom of St. Mark
0
Linayolskaya tabernacle. Fragment: The Martyrdom of St. Mark
1433, 39×56 cm
View 210 artworks by the artist