Регистрация

"На севере диком ..."

Предложить название
1891, 161×118 см • Масло, Холст

Описание картины «"На севере диком ..."»

Название «На севере диком...» недвусмысленно свидетельствует: картина не просто соответствует настроению стихотворения Лермонтова, она именно его иллюстрирует, причем настолько удачно, что, пожалуй, видевший картину Шишкина непременно вспоминает ее при первых строчках Лермонтова. Напомним и мы:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Картину художник предназначил для иллюстрации собрания сочинений Михаила Лермонтова, приуроченного к пятидесятилетию со дня его гибели. Таким образом, сначала появился рисунок, который натолкнул Шишкина на мысль написать картину маслом. В галерее Артхива есть эскиз и этюд к этой работе.

Лермонтов перевел стихотворение Генриха Гейне – об одиночестве и горечи неразделенной любви, а Шишкину удалось в полной мере передать тоску и одиночество, воплощенные в русской версии произведения. Иллюстрация направляет нас именно к лермонтовскому варианту, она скорее о трагедии одиночества в целом, чем о неразделенной любви. Впрочем, вспоминая вторую строфу

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет –

мы можем представить аналогичный южный пейзаж. Теоретически можем, иллюстрировал бы его, пожалуй, не Шишкин. Шишкина вдохновляли русские пейзажи, а с пальмами в изображаемых на его полотнах просторах не сложилось. Художник Витольд Бялыницкий-Бируля заметил: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». .

Огромная сосна на краю обрыва кажется единственным – деревом? существом? – единственным обитателем этого ледяного мира. Эта картина, как и многие другие работы Шишкина, дает основания усомниться в постулате, согласно которому Шишкин – великий рисовальщик, а вот с колоритом у него не сложилось.

Колорит картины действительно сдержанный, но при этом какое в нем богатство, настоящие «50 оттенков» снежного, ночного, сумрачного и одинокого. Перед нами – воплощенное белое безмолвие, и какое же оно многоцветное. Цвет снега представлен в диапазоне от белоснежного до глубокого синего, окружающий же мир черный в скрывающейся внизу бездне и почти рассветно-голубой в верхней части. Верхушка сосны освещена луной, которую мы не видим, но угадываем этого единственного собеседника сосны на севере диком.

Автор: Алена Грошева
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль и техника: Реализм, Романтизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Иван Иванович Шишкин. "На севере диком ..."
  • Иван Иванович Шишкин. Лесная глушь
  • Иван Иванович Шишкин. Дождь в дубовом лесу
Шишкин
3 работы • 0 комментариев
  • Иван Иванович Шишкин. На севере диком. Эскиз
  • Иван Иванович Шишкин. Зима
  • Иван Иванович Шишкин. Зимняя ночь
Зима у Шишкина
15 работ • 0 комментариев
  • Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
  • Рафаэль Санти. Благословляющий Христос
  • Константин Алексеевич Коровин. Парижское кафе
Моя подборка
Собирает Любовь Крылова
95 работ • 0 комментариев
  • Иван Иванович Шишкин. "На севере диком ..."
  • Иван Иванович Шишкин. Осень на Крестовском острове
  • Иван Иванович Шишкин. Утро в сосновом лесу
Избранное
Собирает Илья Петров
3 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Петр Петрович Кончаловский. Гроза. Мцыри
1
Гроза. Мцыри
Франсиско Гойя. Автопортрет
3
Автопортрет
Франсиско Гойя
1815, 45.8×35.6 см
Фредерик Базиль. Молодая женщина с опущенными глазами
1
Молодая женщина с опущенными глазами
Фредерик Базиль
1868, 46×38 см
Густав Климт. Женщина в кресле
7
Женщина в кресле
Густав Климт
1897, 52×52 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP