войти
опубликовать

Андрей
Андреевич Мыльников

Россия • родился в 1919

Дипломная работа в ВАХ (мастерская И.Э. Грабаря) - "Монумент Памяти героев-балтийцев" (роспись мавзолея), оценка - отлично. Обучение проходило на живописном факультете, присвоено звание художника живописи.

(1919, Саратовская губерния).

Действительный член Академии Художеств (с 1966 г.), Народный художник CCCР 1976).

Дважды лауреат Государственной премии СССР (1951, 1977), Лауреат Ленинской премии (1984 г.), Лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина. В детстве занимался в художественной студии у К. С. Петрова-Водкина, учился на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Академии Художеств у Г. И. Котова, А. С. Никольского, Л. В. Руднева. Испытал влияние И. Э. Грабаря. Много работал над монументальными произведениями, создал портрет Ленина для занавеса Кремлевского Дворца съездов, мозаики и росписи Ленинградского ТЮЗа, принимал участие в создании мозаик и росписей метрополитена и общественных зданий Ленинграда. В 1974-1979 гг. посетил Испанию, результатом поездки стал триптих «Испания», за который в 1982 г. художник был награжден золотой медалью Академии Художеств СССР. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во всех крупных музеях страны.

Мыльников Андрей Андреевич 1919-2012 гг
Советский и российский живописец, художник-монументалист, педагог, профессор. Вице-президент Российской академии художеств (1997—2012). Руководитель мастерской монументальной живописи и заведующий кафедрой живописи и композиции в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1953—2012). Руководитель творческой мастерской монументальной живописи АХ СССР/РАХ (1960—2012). Академик АХ СССР (1966; член-корреспондент 1962). Герой Социалистического Труда (1990). Народный художник СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1984), Сталинской премии третьей степени (1951), Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР (1979). Один из ключевых представителей русской реалистической школы второй половины XX века.
Андрей Андреевич Мыльников родился в Покровске 22 февраля 1919 года. Его отец Андрей Константинович Мыльников, инженер-строитель, начальник Тамбовских вагоностроительных мастерских, расстрелянный большевиками в 1918 году, так и не увидел сына. Мать Вера Николаевна Мыльникова (в девичестве Ухина), происходившая из состоятельной семьи поволжского купечества, была вынуждена растить сына одна. В 1930 году, потеряв работу, она уехала с сыном в Москву, а потом в Ленинград. С ранних лет он проявляет тягу к творчеству и занимается в художественной студии, где ему удается встретиться с К. С. Петровым-Водкиным. В 1937 году он поступает в Академию художеств на архитектурный факультет, а позже переводится на факультет живописи. Его учителями были И. Э. Грабарь, В. М. Орешников, А. И. Савинов, Б. А. Фогель, В. А. Оболенский, А. С. Никольский и Н. М. Чернышев. В годы Великой Отечественной войны Мыльников вступает в Народное ополчение и участвует в обороне блокадного Ленинграда. В феврале 1942 года в последней стадии дистрофии его эвакуируют в Самарканд. После возвращения из эвакуации в 1944 А. Мыльников приступает к дипломной монументальной работе «Клятва балтийцев» (1946), которая посвящена судьбе героев-моряков, павших в годы войны. Тема героического реквиема была подсказана художнику самой жизнью. Работа была высоко оценена критиками и обществом, на её защите И. Э. Грабарь сравнил дипломную работу Мыльникова с дипломной работой И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира» (сам Грабарь являлся учеником Репина). Вскоре после защиты диплома Мыльников приступает к работе над картиной «На мирных полях» (1950). Это полотно стало эпическим гимном труду, свету и красоте цветущей земли. На смену трагедии пришла яркая и солнечная драматургия. В 1951 работа была удостоена Сталинской премии. Пятидесятые и начало шестидесятых годов — период наиболее активной работы художника в области монументально-декоративной живописи. За это время им выполнено более десяти крупных проектов, среди которых наибольшее признание принесли ему: мозаичное панно «Изобилие» для станции ленинградского метрополитена «Владимирская» (1957) и жесткий занавес с изображением В. И. Ленина для дворца съездов в Москве (1961), который впоследствии стал наиболее известным и тиражируемым изображением Ленина во всём мире. Мыльников при этом никогда не был членом партии. Одновременно с созданием монументальных произведений Мыльников активно работает в разнообразных живописных жанрах. Он пишет своих друзей и одновременно ярких представителей культуры своего времени. Среди них можно выделить «Портет П. Качальского» (1958), «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» (1970), «Портрет М. Дудина» (1973). Однако наибольшую известность ему принесли женские портреты близких ему людей. Как правило, это люди, к которым он относится с особой нежностью. Портреты матери Веры Николаевны, жены, известной балерины, Ариши Пестовой, дочери Веры и внучки Даши. Он пишет их многократно, находя в этих женщинах каждый раз неуловимое очарование. Среди большой галереи этих портретов можно выделить «Портрет матери художника» (1947); портреты жены: «Ариша» (1951)", «За завтраком» (1958), «Белая ночь» (1963); портреты дочери различных годов: «Верочка» (1955), (1963), (1966); портрет внучки: «Даша. (Принцесса)» (1979). Художник уделяет особое внимание женскому образу и создает целый цикл картин, где стремится раскрыть его поэтическую красоту. Среди них «Материнство» (1966), «Сестры» (1967), «Лето» (1969), «У озера» (1969), «Сон» (1969), «Утро» (1972). В этих работах пластическая цельность композиции достигается созданием особой символической среды, в которой плоскости и объёмы становятся равноправными участниками действия. Мыльников создает огромное количество полотен с обнаженной натурой, которая является для него скорее не выражением эротизма, а попыткой воспроизвести высший идеал духовной красоты. Сам автор пишет: «Я много писал обнаженную модель… Я продолжаю работать над этой темой. Мне хочется создать, нечто такое, что полнее выражало бы мои мысли и чувства. И чтобы это не была просто модель. Мне хочется шагнуть непосредственно от модели к чему-то такому, что с юношеских лет сохраняется в глубине души, как представление о прекрасном». Пейзажи Мыльникова, написанные в разные годы, несут в себе не просто любование природой, а всё тот же поиск собственного выразительного языка. Для него важно найти в природе адекватный отклик на внутренние процессы, происходящие в его душе. Такие известные пейзажи как «Встреча в Петровском» (1970), «Весна» (1972), «Остров» (1975), «Весна» (1977), «Пейзаж» (1977), «Весенний вечер» (1980), «Гроза» (1980), «Деревья в снегу» (1984) и другие — это примеры неразрывного тонкого взаимодействия природы и художника. Картина «Тишина» (1987) — одно из самых лиричных произведений художника, в котором пейзаж и персонажи, лежащие у стога девушка и юноша, составляют единую мелодию, тихую песнь вечной красоте. Знаковой картиной зрелого периода в творчестве художника является картина «Прощание» (1975). Сам художник так объясняет свою картину: «О чём она? О Родине, о матери, которая для меня неразделима с Родиной, о трудностях, которые выпали на долю, тяжкую долю моего народа в период Великой Отечественной войны. О неоплаченном долге перед нашими матерями, даровавшими нам жизнь, освятившими своей любовью». Мыльников часто ездит в зарубежные страны. Он неоднократно бывает в Италии и в Китае, знакомится с искусством Японии, Египта, Венгрии, Голландии, Франции, ГДР, Соединенных штатов Америки и других стран мира. Так, сильнейшее впечатление на художника произвели испанские мастера, которых он видел в Мадриде, Толедо и других городах. Старая и новая культура этой страны поразила Мыльникова, и по возвращении на родину он исполнил триптих, посвященный Гарсиа Лорке. «Испанский триптих» (1979), включающий: «Распятие», «Корриду», «Смерть Гарсиа Лорки», считается вершиной творческого наследия автора. В этой работе, ставшей яркой вехой в истории отечественной живописи, с особой остротой и отчаянным темпераментом раскрываются вечные темы: жизни и смерти, предательства и любви, телесного страдания и духовного возрождения. В поздний период своего творчества, не теряя интерес к излюбленным жанровым мотивам, художник не перестает находиться в глубоком духовном поиске и пишет несколько знаковых работ на религиозную тему, в которых его философские идеи раскрываются с особым драматизмом. В 1995 он пишет «Распятие», где его волнует идея трагического искупления. С 1998 по 2000 год создает картину «Пьета», в которой сдержанная холодная гамма позволяет зрителю почувствовать глубину идеи о покаянии и всепрощении. Мыльников умер 16 мая 2012 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Произведения художника находятся в крупнейших собраниях России — Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее современного искусства в Москве, галерее З. К. Церетели, Музее академии художеств, Смоленской картинной галерее, Дрезденской картинной галерее, Музее Людвига в Кельне, а также в музеях и частных собраниях Германии, Китая, Испании, Японии, Тайваня, США. Большая коллекция работ автора находится в Шанхайском музее живописи имени А. А. Мыльникова. Его художественное наследие составляют монументальные росписи, панно, мозаики, эпические картины, портреты, натюрморты, пейзажи, скульптуры и графические произведения. Как педагог Мыльников внес огромный вклад в развитие и совершенствование художественного образования и подготовил более 500 учеников.

Перейти к биографии