войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке с Чесменской колонной на заднем фоне

Владимир Лукич Боровиковский • Живопись, 1794, 94.5×66 см
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Екатерина II на прогулке в Царском парке
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1794
Размер: 94.5×66 см
Работа в подборках: 32 подборки

Описание картины «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке с Чесменской колонной на заднем фоне»

Впервые российская императрица предстала не государыней всемогущей, не главой государства российского, не при параде… Владимир Боровиковский – первый, кто позволил себе камерное толкование образа императрицы – мы видим не небожителя, а земную, снисходительно-покровительственную, милостивую государыню, в которой ощущается не державное, а человеческое в первую очередь.

Ранее Екатерину II изображали исключительно царственной и недосягаемой. Такой мы видим ее на коронационном портрете Федора Рокотова: царица восседает на троне, при ней монархические регалии и абсолютная неприступность. Дмитрий Левицкий изобразил императрицу аллегорически, в роли жрицы богини Фемиды.

Кардинальное отличие видения Боровиковского – Екатерина II на его картине не кажется недоступной. Одета она подчеркнуто «по-домашнему»: салоп, чепец... Никаких атрибутов власти – вместо них рядом с Екатериной II любимая левретка Земира. Пышность дворцовых залов заменила тенистая зелень Царскосельского сада.

Лишенная блеска и державных атрибутов, героиня картины тем не менее преисполнена достоинства и величия. Императрица остается императрицей, даже открывая интимные стороны души. Екатерина II словно невзначай указывает на Чесменскую колонну, построенную в честь победы в русско-турецкой войне (1768–1774) – символ мощи России.

Стоит отметить, что портрет создан не по заказу – им предполагалось поразить государыню и двор. Художник писал не с натуры: в наряде Екатерины II позировала ее самая близкая камер-юнгфера (комнатная прислуга) Марья.
За этот портрет Боровиковский получил звание «кандидата» в академики (не обошлось без протекции его учителя Иоганна Лампи). Однако самой императрице картина не приглянулась, и ее так и не приобрели для дворца.

Да и «академика» Боровиковский в этот раз не получил. Но портрет создал совершенно новый образ Екатерины II, к которому впоследствии обратится Пушкин в «Капитанской дочке». Он практически «процитирует» полотно Боровиковского: «Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

Копию портрета написал сам Боровиковский в период с 1800 по 1810 год. На ней Екатерина II «прогуливается» уже на фоне Кагульского обелиска. Монумент установлен в парке Екатерининского дворца и символизирует победу российского войска под началом графа Петра Румянцева над турками в Кагульском сражении. Искусствоведы сходятся во мнении, что копия написана по заказу Николая Румянцева, уважившего таким образом подвиги отца. Впоследствии он заказал Николаю Уткину еще и гравюру с этого портрета.

Внимательное изучение второй картины с очевидностью дает понять, что изменился не только фон – весь портрет получился более сухим. Здесь тщательно выверена игра света и тени, до нюансов продуманы детали... А вот теплоты, присущей первой версии, в копии мы не найдем. Возможно, тому виной холодный прием Екатериной II первого портрета?

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии