Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей

Свобода, ведущая народ

Предложить название
1830, 260×325 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Свобода, ведущая народ 28 июля
  • Свобода на баррикадах

Описание картины «Свобода, ведущая народ»

Полуобнаженная девушка с профилем греческой богини и живым, теплым телом, с французским триколором и винтовкой в руках прочно ассоциируется с туманным понятием «свобода» вот уже почти два столетия. Этот образ используют карикатуристы, изображающие чиновничьи пороки, его использовали на французских листовках времен Второй мировой. Этот образ буквально материализовался, когда в 1968 году на обложке новостного журнала Paris Match появилась фотография студентки Каролин де Бендерн. 

Публикуя новости о студенческих волнениях 1968 года, переросших в многомиллионную забастовку и политический переворот, все мировые журналы множили фотографию Каролин, создавая новый медийный образ свободы. Этот образ стал сильным и эффектным только потому, что эмоционально очень перекликался с картиной Делакруа.

Эжен Делакруа картину назвал «28 июля, 1830». Этих цифр было достаточно, чтобы французские зрители поняли и вспомнили конкретный день, кровавый и страшный, вдохновивший и подаривший надежду.
В этот день в Париже вспыхнул мятеж, который позже назовут Июльской революцией и который привел к смене власти и политического режима. Казалось бы – дело было затеяно гиблое: одного короля меняли на другого. Карл Х, убежденный консерватор, пришел к власти в 1824 году и за 6 лет правления постепенно уничтожил все институты и законы, принятые при Наполеоне. За триколор грозила смертная казнь, например. Когда же в 1830-м правительство приняло ряд указов, ограничивающих свободу слова и распускающих Палату представителей, французы вспомнили о том, что баррикады – это пока единственный проверенный способ выразить недовольство. Членов правительства арестовали, король отрекся от престола и уехал в Великобританию.

Эжен Делакруа, сын бывшего министра иностранных дел при Наполеоне, не стоял на баррикадах, но был «восторженным наблюдателем». «Я выбрал современный сюжет – баррикады. И раз уж я не сражался за свою страну, я буду писать в ее честь», - сообщает художник брату. Картину размером три на два с половиной метра Делакруа напишет всего за три месяца. Он работает быстро и восторженно, оставляя в широких размашистых мазках еще и собственные переживания, перерабатывая свое настроение в уникальную живописную манеру.

Это первая картина Делакруа, которая изображает его современников и близкие, конкретные события. Красный, белый и синий цвета, отражаясь от трехцветного флага в руках Свободы, звучат на всем полотне. Любимые всеми романтиками трупы на первом плане не сильно похожи на тела павших героев. А по живым еще мятежникам можно уверенно судить об их недавнем участии в мародерстве: на плече мальчишки и рабочего в берете одинаковые сумки с боеприпасами, и это сумки королевских солдат. Тело мужчины без штанов на первом плане убеждает нас не сомневаться в нравах восставших – его штаны конечно украли.

И несмотря на это картине «28 июля, 1830» удалось стать символом не только революции, но и всей Франции и свободы вообще. Питерский искусствовед Илья Доронченков утверждает, что со времен раннего христианства, когда абстрактные ценности воплотились в жизни Христа, до Делакруа никому не удавалось создать такой реальный и полнокровный символ абстрактного понятия. Понятия свободы.

Государство купило картину сразу же как только она была представлена на Салоне 1831 года, но только спустя 43 года ее вынесли из темных дворцовых коридоров и водрузили на стену Лувра для всеобщего обозрения. Каждое правительство, разными способами приходящее к власти во Франции, считало ее слишком опасной.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Стиль и техника: Романтизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Эжен Делакруа. Резня на Хиосе
  • Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала I (1827)
  • Эжен Делакруа. Алжирские женщины
Эжен Делакруа
Собирает Олег Белов
5 работ • 0 комментариев
  • Никола Пуссен. Экстаз апостола Павла
  • Никола Пуссен. Автопортрет
  • Жан-Франсуа Милле. Смерть и дровосек
Французы
Собирает Кирилл Смолкин
50 работ • 0 комментариев
  • Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ
  • Эжен Делакруа. Еврейская свадьба в Марокко
19 делакруа
2 работы • 0 комментариев
  • Эжен Делакруа. Сирота на кладбище
  • Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ
Эжен Делакруа
2 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эжен Делакруа. Иисус на кресте
0
Иисус на кресте
Эжен Делакруа
1856, 24.7×16.5 см
Эжен Делакруа. Спасение Ангелики
0
Спасение Ангелики
Эжен Делакруа
1856, 46×55 см
Василий Иванович Суриков. Утро стрелецкой казни
5
Утро стрелецкой казни
Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова
4
Боярыня Морозова
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP