войти
опубликовать

Михаил
Иванович Кузнецов

Россия • 1883−1962

В 20-е годы участвовал в объединении «Бытие», созданном выпускниками ВХУТЕМАСа, которые стремились наполнить новым со держанием опыт предреволюционного «Бубнового валета». В 1938 году вступил в Союз художников. Кузнецов всегда испытывал интерес к жанру портрета — в каталоге послед ней выставки «Бытия» (1929) воспроизведена работа «Две девушки и петрушка». Печать в пожелтевшем от времени каталоге плохая, черно-белая, но похоже, что композиция эта выполнена уже в притягательной для художника технике энкаустики — живописной технике, основанной на применении воска в качестве связующего вещества.

Секреты древней технологии М. И. Кузнецов познавал самостоятельно. Как писал московский искусствовед и собиратель Лев Меграбян (1928 — 1993), сохранивший работы после смерти автора и увидевший их вновь после десятилетнего перерыва, «масляная живопись пожухла, погасла, «усреднилась». А вот восковая — энкаустика — не понесла никаких потерь. Живая и яркая, как в те давние дни, когда я ее увидел впервые, она радовала глаз и очищала душу от скверны — добротой каждого замысла, каждого реше ния. Нежный, серебристый колорит с «перламутровым» проявлением цвета, с разно образной фактурностью, используемой автором, как одно из выразительных средств, нисколько не утратился, смотрелся свежо и, как и раньше, необычно».

Большое количество графических и живописных произведений М. И. Кузнецова после его смерти взял в свой музей И. В. Савицкий, первый директор Государственной картинной галереи Нукуса, столицы Каракалпакии, где собралась уникальная коллекции искусства XX века.

Перейти к биографии