войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1918
Размер: 46×29 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 53 подборки
Тэги

Описание картины «Портрет Жанны Эбютерн»

Амедео Модильяни за три года, прожитые вместе с Жанной Эбютерн, написал более двадцати ее портретов. Его последняя любовь, разделившая с художником большие невзгоды и скромные успехи, посвятившая всю себя этой любви и трагически оборвавшая свою юную жизнь, была не особо избалована любимым. 

Очевидцы говорят, что отношение Модильяни к Жанне отличалось от отношений с женщинами в целом (если коротко: они его обожали, он с ними не церемонился  - например, одну из своих пассий Модильяни, рассказывают, однажды вышвырнул в окно). Но доставалось и Жанне: Модильяни регулярно бывал пьян, нередко – груб, и не сказать, чтобы верен. А Жанна? Жанна просто любила его. А он называл свои картины «признаниями в любви на холстах». Если рассматривать их так, то любовь Модильяни пережила их обоих.

Главные музы Амедео Модильяни – Беатрис Хастингс и Жанна Эбютерн. С ними его связывали наиболее длительные отношения, их обеих он достаточно много писал. Беатрис на всех полотнах выглядит властной, волевой (такова она была и в жизни)  В ее изображениях мы не найдем интимного настроения, нежности. Это была связь-война, связь-борьба, в которой каждый норовил ударить первым. В конце концов Беатрис просто сбежала от своего любовника. Иное дело – портреты Жанны, любящей его безоговорочно, родившей ему дочь и покончившей жизнь самоубийством на следующий день после смерти Модильяни. Жанна в то время была на девятом месяце беременности…

На этом портрете лицо Жанны удлиненное – это особенность Модильяни, он часто прибегал к такому методу написания лиц. Злопыхатели утверждали, что его фирменная удлиненность – результат того, каким предстают мир и окружающие, если смотреть на них через стакан с абсентом. Жанна славилась своими длинными волосами. С какой мягкостью, теплотой они написаны, кажется, кисть ласкала эти волосы, это нежное, смиренное и сияющее лицо. Лебединая шея, болезненная нервная тонкость черт – такова Жанна не его портретах. Модильяни часто оставлял у своих моделей «пустые», не прорисованные глаза без зрачков. Но здесь Жанна искоса смотрит на нас, в ее взгляде – нежность, тревога и огромная сила – кажется, что это сила принятия собственной судьбы. Она не пыталась ее избежать или изменить. Решив, что встретила свою любовь, она последовала за ней до конца. По законам человеческим ее жизни не позавидуешь. А по законам искусства ей суждено было стать бессмертной.

Жанна – единственная женщина, на которой Модильяни собирался жениться. Сохранилась странная расписка, составленная им в присутствии Леопольда Зборовски и Лунии Чеховской: «Сегодня 7 июля 1919 года я беру на себя обязательство жениться на мадемуазель Жанне Эбютерн, как только придут документы». Документы у него украли в Ницце вместе с бумажником, их восстановления Модильяни и ожидал. Этому обещанию не суждено было исполниться.

Среди изображений Жанны Эбютерн выделяется картина 1919 года «Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью» (Собрание Броди, Лос-Анжелес). Она написана незадолго до смерти художника и его модели. Жанна беременна вторым ребенком. Густые тона обстановки и одежды Жанны, сияющее, теплое тело, голубые глаза без зрачков и оттеняющая их светло-голубая блузка, округлившийся живот, беззащитность ее облика, изображенного плавными линиями, восхищение таинством беременности – Модильяни не баловал свою подругу нежными словами, всю нежность он выплескивал на холсты. Всем изображениям Жанны свойственны особая трогательность и уязвимость – такой она была в жизни, такой она осталась на его холстах.

Модильяни никогда не писал Жану обнаженной, хотя ее черты и пытаются найти во многих его ню. Он оставил более 20 ее портретов, это очень тихая, интимная лирика, это – разговор о любви, скорее похожий на шепот любви. По словам искусствоведа Михаила Германа, в изображениях Жанны «есть что-то избыточно личное (…) как будто нам дают читать интимное письмо или услышать слова, которые можно прошептать на ухо. Особая душевная распахнутость, черты, которые дозволено видеть лишь одному человеку в особые минуты». Это больше, чем ню, в портретах Жанны обнажается не тело, а душа, как бы банально это не звучало. Возникает аналогия с изображениями Лидии Делекторской Матиссом, который внезапно на старости лет отбросил свою отстраненность, присущую его легендарным одалискам, и стал рисовать ее с волнением и трепетом впервые влюбившегося студента. Кстати, как и Лидия была совсем не во вкусе Матисса, так и тихая Жанна не похожа на женщин, которые привлекали Модильяни.

Автор: Алена Грошева


Комментарии