войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Николай
Александрович Кошельков

Россия • 1934−1995

Биография и информация

Советский график, Живописец, театральный художник. Член Союза художников СССР.
Родился 27 июня 1934 года в деревне Ладыгино, Галического района Костромской области. С 1937 г. жил в Ленинграде. В 1954 году окончил Среднюю художественную школу в Ленинграде. Окончил живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1960), отделение театрально-декоративной живописи. Ученик М.П. Бобышова. Дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к балету А.И. Хачатуряна «Гаянэ». Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника театрально-декорационной живописи. В 1964-68 работал преподавателем композиции в Таврическом училище в Ленинграде, в 1971-73 – в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Входил в творческую группу художников «Лестница» (Группа восьми) (с 1975). Участник выставок с 1958 года, в том числе зарубежных (Куба, КНДР, ФРГ, Чехословакия, Югославия). С 1973 года Член Союза художников СССР. Выставка произведений группы была подготовлена в 1981 году, но смонтированная экспозиция из-за несоответствия соцреализму была запрещена к показу и расформирована. Крупные выставки группы состоялись в 1988, 1995 и 2002 гг. Занимался живописью, рисунком, станковой и книжно-журнальной графикой, писал стихи. Автор абстрактных композиций, тематических картин, портретов, пейзажей, книжных иллюстраций. Для издательства «Боевой каранлаш» исполнил плакаты: «Строителей имя – на доску почета! О детях проявлена ими забота...», «О печке и беспечном человечке» (оба – совместно с М. Щегловым, 1958), «22 апреля 1960 г. Тысячам счастливых поколений славить этот день из века в век...» (оба – совместно с М. С. Беломлинским, 1960), «Зачем вы разрешили мне играть на мостовой?», «Федорино горе» (оба – совместно с В. И. Гусевым, 1960). Оформил более 20 книг, в т.ч. «Розовая Гвиана» Н.Волкова (1967), «Волшебный мяч» М.Демиденко (1981), «Мальчик из блокады» А.Крестинского (1983), «Пакет» Л.Пантелеева (1989). Иллюстрировал журнал «Аврора» (1972-75). Персональные выставки в Ленинграде-Санкт-Петербурге: редакция журнала «Аврора» (1974), ЛОСХ (1975, 1980, 1993), Музей-квартира Ф.М.Достоевского (1980), Дом журналистов (1988), ЦВЗ «Манеж» (1994), Санкт-Петербургский государственный университет (1999), Галерея IFA (2007), International ArtGallery (2010). Этот художник был одним из мастеров Санкт-Петербурга и принадлежал к известной «Группе восьми». Выставленные работы Кошелькова должны быть приписаны мировому контексту искусства, поскольку в них на очень высоком уровне можно обнаружить точку соприкосновения наиболее важных художественных тенденции. Его работы, с одной стороны, предлагают нам оригинальный синтез импрессионизма и абстракционизма, и с другой стороны – особенно в рисунках – реалистичного фигуративизма и наивных способов представить сюжеты из прошлого повседневной жизни в России. Результат этой четкой матрицы стиля создает впечатление, что реалистичные сведения всегда заключают в себе что-то, взятое не из действительности, а существующее за её пределами. Картины и рисунки Кошелькова приводят к диалогу мира реальных и ощутимых событий с миром воображения, который, кажется, эти же самые реальные и ощутимые события разоблачает. Его сильная и беспристрастная кисть служит для изображения в полной мере значимости каждого отдельного момента в жизни, который, однако, вовлекает различные оттенки и аспекты, нюансы и тени. Кошельков достиг этого результата, мастерски освоив технику светотени – кьяроскуро. Свет и тень никогда не могут быть отделены друг от друга, поскольку в этом мире нет простой и лишенной противоречий идеи безукоризненности. Чистота обладает оболочкой, телом, а каждое тело имеет тень. Художник также повествует о том, что и наши самые абстрактные конструкции, например, геометрические фигуры, имеют конкретные характеристики, таким образом, они так или иначе живые существа, которые живут, по крайней мере, в нашем сознании. Умер 25 октября 1995 года. Похоронен на Южном кладбище. Произведения Н. А. Кошелькова находятся в Государственном Русском музее (ГРМ), Музее-квартире Ф.М. Достоевского, ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург), в музеях и частных собраниях в России; тиражные плакаты художника хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Государственном музее политической истории России (ГМПИР), Национальной библиотеке Белоруссии (НББ).