войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Алексей
Никанорович Комаров

Россия • 1879−1977

Биография и информация

Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879 г. в с. Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика П.Ф. Розетти и его экономки, крестьянки Д.К. Иншаковой. Воспитывался сестрами отца, своими тетями Екатериной Феликсовной, Дарьей Феликсовной и Маргаритой Феликсовной.

Детство Комарова прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос и пришло время учиться, тети вместе с ним переехали в Тулу, где сняли квартиру сначала на Павшинской, а затем на Рубцовской улице.

Учился в Туле в частной школе А.Н. Конопацкого и реальном училище, затем в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества.

А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию. Был на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае.

Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, Музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны.

Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы, в частности "Мурзилку", научные издания, например, книгу профессора В.Н. Шнитникова "3вери и птицы нашей страны", "Атлас промысловых зверей и птиц" и другие. А по учебникам, которые он иллюстрировал, учились миллионы детей. С его рисунками выходили открытки, конверты и марки, репродукции его картин печатались в газетах и журналах.

В своих работах А.Н. Комаров достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР".

А.Н. Комаров умер 31 марта 1977 г., похоронен в поселке Пески Коломенского района Московской области.

(источник: http://tounb.tula.net)

Он прошел долгий творческий путь, мы называем Алексея Никаноровича патриархом русского анималистического направления в изобразительном искусстве. Замечательно, что, несмотря на свой преклонный возраст, он сохранил твердость в рисунке и колорит в живописи. Разнообразен и широк его талант, в том убеждаешься, мысленно окинув взором работы Комарова от первых лет творчества до наших дней.

Алексею Никаноровичу часто задают вопрос: «Когда вы стали анималистом)». Он отвечает: «Скорее скажу, когда я им не был».

Маленьким мальчиком он как мог лепил из хлеба разных животных, а в десять лет рисовал, подражая Каразину, или копировал Кунерта и Шпехта — иллюстраторов «Жизни животных» Брема.

Алексей Комаров без труда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, что свидетельствовало о большом даровании юноши. Занятия в училище помогли становлению таланта молодого анималиста. Он сразу увлекся рисованием животных отечественной фауны — медведи, лоси, волки и разнообразные птицы зоологического сада представляли богатый материал для зарисовок и изучения формы. Одновременно он изучал живую натуру в анималистическом классе художника А. С. Степанова.

Правдивые рисунки А. Комарова привлекли внимание журнала «Псовая и ружейная охота». Редактор Озеров пригласил молодого художника поработать в его имении, где была большая псовая охота. А. Комаров не раз участвовал в охотах с борзыми, наблюдал и зарисовывал сцены травли волков, лисиц и зайцев, рисовал собак на псарне. С тех пор борзые и лошади стали любимыми героями его картин и рисунков.

Художник-анималист в своем творчестве чаще всего привязан к некоторым излюбленным животным, их он чувствует наиболее остро и с большим совершенством отражает в своих произведениях. С уверенностью можно сказать, что А. Н. Комаров принял и продолжил традиции классиков охотничьего жанра — Сверчкова и Петра Соколова, но вместе с тем, будучи прекрасным рисовальщиком и колористом, сделал большой шаг вперед в изображении псовой охоты, разнообразных видов ружейной охоты с гончими, легавыми собаками и многих других. Изучение строения и формы животных, их движения и общего поведения, профессиональное знание способов и правил охоты дали художнику возможность правдиво отражать в набросках и картинах все их многообразие.

А. Комаров много времени отдавал иллюстрированию в различных изданиях. Работа в области иллюстрации давала возможность жить в деревне, где снова проявилось увлечение художника охотой. Надо думать, что охота сыграла не последнюю роль в углублении творчества анималиста.

Когда А. Комаров рисует и пишет своих зверей и птиц, он обычно не ограничивается рамками портрета животного, а вписывает его в характерный пейзаж. Жизненная правда возникает благодаря глубокому знанию всех условий, в которых обитает животное. Увлечение охотой для художника-анималиста — не потерянное время, а источник глубочайшего ощущения близости природы и животного мира. Увлечение это усилило любовь к природе, а ею пронизано все творчество А. Комарова.

Алексей Никанорович никогда не оставляет станковую живопись. Мы видим, как в его картинах отражены все времена года: весна — тяге и тока, яркое брачное оперение птиц, лето — птичья и звериная молодежь. С особым искусством передал художник сценку играющих у норы лисят, они не выглядят у него уменьшенными взрослыми, а имеют свой характерный младенческий облик. Встают перед глазами картины зимы — пурга, в снежном вихре затерялись розвальни, закутаны в тулупы охотники. В своих записках А. Комаров так говорит об этой теме: «Как я люблю слушать гневный шум качающихся от ветра елей, когда метель бросает в лицо охапки снега и весь воздух наполнен снежной пылью и не видно дороги, даже лошадей не видно...»

Станковые картины А. Комарова заняли свое место во многих музеях Советского Союза: в Зоологическом музее МГУ, в Музее коневодства и Биологическом музее им. К. А. Тимирязева. Сто семьдесят полотен хранится в Дарвинском музее » Москве.

Работы А. Комарова можно видеть во многих краеведческих музеях страны. Около сотни картин он передал коллекционеру Рехлову, организовавшему музей в Шушенском и показывавшему собрание картин на передвижных выставках в городах Советского Союза и заграницей.

Участвуя в научных зоологических экспедициях, А. Комаров накопил большое число зарисовок диких животных и пейзажных этюдов, они легли в основу многих его картин и иллюстраций. С большим успехом А. Комаров иллюстрировал многочисленные научные издания — монографии, книги и статьи. Своими рисунками, акварелями художник всегда удовлетворял придирчивых ученых-зоологов, требующих большой точности в изображении животных.

С 1936 г. Алексей Никанорович поселился в Песках под Коломной. Особенно плодотворно он работает акварелью, а за последнее время — сухой кистью. В этой манере он показал исключительное мастерство. Произведения 1965—1973 годов отмечены свежестью колорита и твердостью рисунка. На выставках последних лет останавливали внимание его картины: «Группа маралов на снегу» (1967), «Стадо лосей» (1969), «Борзятник с русаком» (1967), «Две борзых» (1970), «Заяц-беляк» (1973) и многие другие.

Значительное место в творчестве А. Комарова занимают иллюстрации детской литературы. Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь к животным. Деятельность этого рода началась еще в далекие дореволюционные годы в издательствах Сытина, Ступина, Кнебеля и продолжается в советских издательствах.

Велика заслуга художника, настойчиво напоминающего своими картинами, иллюстрациями в книгах и журналах, открытками, почтовыми марками, литературными очерками-воспоминаниями о необходимости любви к животным, об охране природы.

«Я старался,— пишет в своих записках А. Н. Комаров,— заразить зрителей и читателей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю».

Алексей Никанорович достиг того, что хотел, что ставил своей творческой задачей. Огромная армия читателей книг и журналов, детской литературы, посетителей музеев знает и всегда помнит имя художника А. Комарова, певца природы нашей Родины, достойно носящего звание народного художника РСФСР.

Журнал «Охота и охотничье хозяйство» №11, 1974 год

  • Творческие объединения
  • Учеба