войти
опубликовать

сэр Питер
Лели

Биография и информация

Получил художественное образование в Харлеме. В 1641 году перебирается в Англию, где выступает как продолжатель творчества ван Дейка. Портретная живопись в Англии, расцветшая в XVIII веке, в XVII столетии выполнялась исключительно зарубежными мастерами, находившими многочисленную клиентуру при королевском дворе.

Первые известные жанровые полотна Лели несут отчётливое влияние Караваджо и его последователей в Утрехте. Будучи на службе у лорда Нортамберленда, копирует картины ван Дейка. В то же время создаёт и ряд оригинальных полотен. Впоследствии, после реставрации Стюартов, работает как придворный художник короля Карла II Английского.

Голландский живописец и коллекционер. Лели учился в мастерской Питера де Греббера в Харлеме в 1637. В 1643 он прибыл в Англию и начал писать небольшие пейзажи и исторические композиции. Его картины этого времени ("Девушка с учителем музыки", 1654, частное собрание) по манере напоминают произведения Метсю и Ван Дейка. Но вскоре, обнаружив неприбыльность такого рода картин, Лели посвящает себя искусству портрета. Его первым покровителем был граф Нортумберлендский, который заказал ему портрет "Карла 1 с герцогом Йоркским" (1647, Лондон, Сайон-Хаус). Лели, не имея никакой политической привязанности, работал как для роялистов, так и для парламентариев. В 1654 он был назван "лучшим художником Англии". Став "Principal painter" в эпоху Реставрацию, он в 1662 получил английское гражданство. С этого времени он начал работать в новом стиле, соответствующем придворным вкусам; так появилось множество портретов дам из высшего общества, ленивых и сладострастных. Обилие заказов потребовало организации большой мастерской с многочисленными помощниками. Лели создал серии портретов придворных дам ("Виндзорские красавицы" Лондон, дворец Хэмптон Корт) и адмиралов (Лондон, Гринвич, Морской музей), которые по стилю очень близки голландской живописи. Характерным примером поздней манеры художника является замечательный по колориту портрет леди Барбары Фицрой (ок. 1670, Йорк, Гор. художественная гал.). Если в своих ранних произведениях Лели, подобно Ван Дейку, стремился выразить дух и характер модели, то затем он стал подчеркивать их искусственную грацию. Модели принимают теперь условные позы, которые нивелируют всякие различия между ними. Лели был первым английским живописцем, имевшим большую мастерскую, а его портретам подражали другие художники вплоть до середины XVIII в. Помимо занятий живописью, Лели был и коллекционером картин и рисунков; его коллекция особенно богата произведениями венецианских мастеров Веронезе, Бассано, Тинторетто, Париса Бордоне, Гверчино, Гвидо Рени. Проданная после смерти художника, коллекция Лели включала в себя также работы Ван Дейка, Клода Лоррена, Рубенса и многих голландских и фламандских пейзажистов.