Регистрация

Оборона Севастополя

Предложить название
1942, 200×400 см • Масло, Холст

Описание картины «Оборона Севастополя»

На создание картины «Оборона Севастополя» Дейнеку подтолкнуло известие о том, что немцы прорвали оборону. В ТАСС ему довелось увидеть напечатанный в немецкой газете снимок разбомбленного города. Дейнека очень любил Крым в целом и конкретно Севастополь, и это стало для него жестоким ударом. Художник вспоминал впоследствии: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

В картине Дейнека удивительно сумел соединить монументальность, практически плакатность изображения с глубоким психологическим смыслом и символичностью: кажется, что защитники города в неправдоподобно белоснежной форме борются не только и не столько с вражеским войском, сколько с серыми силами зла.
Александр Дейнека ездил в район боевых действий под Юхнов, сделал там множество карандашных набросков, которые применил в «Обороне Севастополя». Продумывая композицию, он сразу увидел центральный образ матроса со связкой гранат. Дейнека без пиетета относился к натуре, с натуры чаще делал наброски, а основательно работал в мастерской, больше доверяя своему воображению, памяти и эскизам. Но в данном случае ему было важно прописать центральную фигуру максимально достоверно. В военное время оказалось непросто найти мужчину спортивного сложения, который согласился бы позировать. И раненого центрального бойца Дейнека писал со своей знакомой, чемпионки по академической гребле.

Время создания картины – 1942 год, о победе речь тогда не шла, Севастополь был отдан. Поэтому «Оборона Севастополя» не отражает историческую действительность, ее задача – укрепить дух и, может быть, предсказать, что в итоге всё же «не пройдут».

Светлый, счастливый морской город на этой картине предстает кровавым пылающим заревом. На лицах советских матросов – непоколебимая решимость отстоять город, отдав свои жизни, если понадобится. Фигура бойца с обнаженным торсом в левой части полотна расположена тоже вполоборота, перекликаясь с фигурой центрального матроса. На среднем плане советский матрос в белом и немецкий солдат в серо-зеленом сошлись в рукопашном бою. Справа холст как будто обрезан (Дейнека вообще любил такой прием), мы не видим задних нападающих, но видим их штыки, таким образом возникает эффект обезличивания, усиливая ощущение, что матросы противостоят не конкретным захватчикам, а мировому злу.

Павшими на этой картине показаны только немецкие солдаты. Дейнека не опускался до карикатурного изображения противника, чем грешили некоторые его собратья по кисти, писавшие на военную тему. Смерть – для него никогда не повод пнуть ногой бездыханное тело. Погибший немец на переднем плане изображен без всякой желчности. Показательна в этом смысле картина «Сбитый ас», которая даже была признана «идейно несоответствующей». Поддержку своему народу Дейнека выразил иным способом – героическим пафосом полотна, изображением победного боя, хотя в реальности о победах в то время говорить не приходилось.

«Оборону Севастополя» Дейнека показал осенью 1942 года на выставке «Великая Отечественная война». Критики не обошлись без упреков в схематизме и плакатности, но отрицать, что художнику удалось воплотить образ не конкретного боя, а противостояния как такового, создать символическое изображение всей Второй мировой войны – такой, какой ее видели защищавшие свою родину люди, не могли. «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая», – так сам Дейнека оценивал свою работу.

Автор: Алена Грошева
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Петр Павлович Оссовский. Салют Победы
  • Николай Сергеевич Присекин. Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года
  • Борис Владимирович Йогансон. Праздник Победы
9 МАЯ! День Победы!
Собирает Ирина Олих
51 работа • 0 комментариев
  • Исаак Израилевич Бродский. М.В.Фрунзе на маневрах
  • Диего Веласкес. Сдача Бреды
  • Василий Иванович Суриков. Завоевание Сибири Ермаком
война
Собирает Кристина К.
17 работ • 0 комментариев
  • Гелий Михайлович Коржев. Проводы. Из серии "Опаленные войной"
  • Виктор Ефимович Попков. Двое
  • Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри
Соцреализм
25 работ • 0 комментариев
  • Валентин Александрович Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович
  • Валентин Александрович Серов. Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)
  • Валентин Александрович Серов. Портрет художника И. И. Левитана
Россия
57 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Василий Иванович Суриков. Завоевание Сибири Ермаком
2
Завоевание Сибири Ермаком
Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри
25
Богатыри
Виктор Ефимович Попков. Двое
3
Двое
Гелий Михайлович Коржев. Проводы. Из серии "Опаленные войной"
2
Проводы. Из серии "Опаленные войной"
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP