войти
опубликовать

Илья
Григорьевич Чашник

Россия • 1902−1929

Биография и информация

Илья Григорьевич Чашник (26 июня 1902, Люцин, Витебская губерния — 4 марта 1929, Ленинград) — советский художник-супрематист, дизайнер. Вместе с Николаем Суетиным был ближайшим учеником, другом и последователем Казимира Малевича.

Особенности творчества Ильи Чашника: Илья Чашник принял супрематизм как основу для творческого мировоззрения, считал себя полным единомышленником своего учителя и наставника Казимира Малевича. Беспредметная живопись и графика, строгая и предельно лаконичная, строилась Чашником в соответствии с принципами контраста. Гамма, в которой работал художник, ограничивалась – за редким исключением – четырьмя цветами: белым, черным, красным и голубым. «Супрематизм — мироощущение беспредметных, природных и космических сложений» (Илья Чашник).

Известные картины Ильи Чашника: «Вертикальные оси в движении», «Композиция с красной полосой», «Супрематический крест», «Красный круг на черной поверхности».

Детство и юность
Младший ребенок среди 8 детей, Илья Чашник появился на свет в еврейской семье, проживавшей в городе Люцин Витебской губернии (в настоящее время - латвийский город Лудза); его отец был мелким торговцем и ремесленником. После рождения Ильи семья приняла решение переехать в более крупный город, их выбор пал на Витебск. В возрасте 11 лет Илья Чашник был вынужден оставить школу и поступить учеником в оптико-механическую мастерскую, где он научился токарному и сверлильному делу, черчению и азам проектирования. Любовь к рисованию привела мальчика в витебскую Школу рисования и живописи Юделя Пэна, в которой еврейские дети могли обучаться бесплатно. После того, как финансовое положение семьи улучшилось, Илья смог вернуться в среднюю школу и закончить ее.

Встреча с Казимиром Малевичем
В 1918 году Илья Чашник поехал в Москву. Здесь он стал учеником во Вторых Государственных свободных художественных мастерских. Здесь впервые пересеклись пути Ильи Чашника и Казимира Малевича, который работал там преподавателем. Тем временем в Витебск приехал Марк Шагал, ученик Юделя Пэна, который фактически преобразовал его школу в Народную художественную и пригласил туда своего учителя. Узнав об этом, Чашник вернулся в Витебск и поступил в это учебное заведение. Молодой художник делал успехи: летом 1919 года на первой отчетной выставке его работа была отмечена премией. В том же году Чашник начинает занятия в мастерской графики, печати и архитектуры, которой руководил еще один ученик Школы Юделя Пэна – Эль Лисицкий. А в ноябре того же года в Витебск приезжает Казимир Малевич и становится преподавателем Народной художественной школы. К этому времени Малевич – автор теоретической работы «О новых системах в искусстве», а в декабре 1919 года в Москве открылась и его первая ретроспективная выставка «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

Жизнь и работа в Витебске. УНОВИС
Вокруг маститого художника образуется группа преданных учеников, которые в 1920 году образовали общество «Утвердители Нового Искусства» - УНОВИС. В нее вошли Эль Лисицкий, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Нина Коган, Николай Суетин и другие. Вместе с учителем и соратниками по УНОВИСу Илья Чашник принимал участие в декоративном оформлении Витебска к третьей годовщине Октябрьской революции, затем к Первомайским праздникам. Он руководил изданием газеты «УНОВИС. Листок».

Илья Чашник пробует себя в преподавательской работе: он учится сам и одновременно ведет курс живописной конструкции в Витебском высшем художественно-практическом институте. Постигнув в Витебске основные принципы супрематизма, Чашник вместе с Николаем Суетиным становятся ведущими художниками УНОВИСа.

Работа в Петрограде
В 1922 году Казимира Малевича приглашают в Петроград – руководить Музеем художественной культуры (МХК). Вместе с ним отправились его ученики Илья Чашник и Николай Суетин. Тесная дружба художников продолжалась до самой смерти Ильи Чашника; позже их дети – Илья Чашник и Нина Суетина – поженились. Женой Чашника была Цецилия Юрьевна Чашник (урождённая Городнева).

Можно сказать, что Казимир Малевич был весьма авторитарным, а Чашник и Суетин находились от него в некоторой зависимости. Оба пытались найти свой собственный путь, сохраняя при этом хорошие отношения с учителем. Чашник принял супрематизм всем сердцем и душой, полностью погрузившись в работу над художественными беспредметными формами; он исследовал проблему черного цвета и его взаимодействие с другими цветами. В Петрограде он занимался разработкой промышленного дизайна, создавал эскизы оформления мебели, ткани, обоев. Помогал Казимиру Малевичу в разработке и создании моделей пространственных супрематических композиций – архитектонов. При этом Чашник не бросал живопись, его излюбленными цветами по-прежнему были черный, белый и красный («Супрематизм» (1923), «Супрематическая композиция» (1923)). В его пространственных построениях доминировали горизонтальные и крестообразные решения, строгие, лаконичные и рациональные. В 1923 году Илья Чашник становится научным сотрудником Государственного института художественной культуры (ГИНХУКа), созданного на базе МХК.

С 1923 по 1924 год вместе с Суетиным Чашник работал на Государственном фарфоровым заводе в качестве, как он писал в автобиографии, «художника-композитора по исследованию и выработке художественных образцов композиционных форм». Он расписывал фарфор, используя как собственные композиции (1, 2, 3), так и разработки своего учителя Малевича. Советский авангардный фарфор имел большой успех на Международной выставке декоративного искусства в Париже (1925), и в результате Чашник получил заказы, которые шли на экспорт.
Новые организации в молодой стране Советов рождались и умирали. Всего год Чашник сотоварищи проработали в экспериментальной лаборатории Декоративного института (1925—1926), затем - в Комитете художественной промышленности ГИИИ (1926—1927).

В 1927-1928 годах вместе с Суетиным Чашник работал в мастерской архитектора Александра Никольского. Они подбирали цвета для новых общественных зданий: школы, клубы, стадионы, мосты должны были выглядеть современно, и для них искали прогрессивные решения, руководствуясь принципами беспредметной живописи.

Ильи Чашника не стало 4 марта 1929 года. Он скончался от перитонита после неудачной операции по удалению аппендицита. Художнику было всего 27 лет. Умирая, он сказал Суетину: «Передай Малевичу, что я умер как художник нового искусства». Друзья Ильи Чашника установили на его могиле истинно супрематическое надгробие: белый деревянный куб с черным квадратом, с надписью: «Мир как беспредметность».

Автор: Рита Лозинская