войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Владимир
Михайлович Конашевич

Россия • 1888−1963
Владимир Конашевич (7 мая 1888 года — 27 февраля 1963 года) — один из самых известных графиков России и СССР, выдающийся деятель искусств и доктор искусствоведения. Именно он является автором прекрасных иллюстраций к хорошо всем знакомым с детства произведениям К. Чуковского, С. Маршака и других детских писателей и поэтов.

Родной город Владимира Конашевича — Новочеркасск, здесь он прожил первые 10 лет своей жизни. Позднее семья будущего художника переехала в Чернигов. В 1908 году Владимир поступил в училище живописи и зодчества в Москве, одно из самых престижных художественных учебных заведений в Российской империи, и проучился там положенные пять лет. Преподавателями Конашевича были К. Коровин, Л. Пастернак и С. Малютин — известные живописцы и графики, своим творчеством вдохновлявшие Владимира и заложившие основу будущих успехов его мастерских иллюстраций.

За два года до революции Конашевич переехал в Петроград. В 20-х годах художник был членом художественного объединения под руководством А. Бенуа и С. Дягилева «Мир искусства». К сожалению, к моменту вступления Владимира Михайловича Конашевича в ряды «мирискусников» организация практически прекратила свое существование, однако ее основной идейный принцип, господство эстетического начала, талантливый иллюстратор использовал и в дальнейшем в своем творчестве.

Графика, в особенности книжная, стала приоритетным направлением деятельности художника. Кроме того, около 10 лет Владимир Конашевич занимался преподаванием в институте имени И. Е. Репина в Ленинграде, а также в нескольких художественных училищах. Умер талантливый график в 1963 году в возрасте 74 лет и был похоронен на Богословском кладбище.

Особенности творчества Владимира Конашевича: рисунки выдающегося мастера иллюстрации — четкие, выразительные и лаконичные. Однако при кажущейся простоте, особенно заметной в детской книжной графике, работы Конашевича очень декоративны и образны. Их сказочно-романтичные сюжеты в чем-то схожи с полотнами в стиле рококо. При этом художник отвергал излишнее украшательство и не стремился сделать рисунки, предназначенные для детей, живописным произведением искусства. Предельная простота, доходчивость, легкая подача материала — вот что имело ценность для графика. Цвету, однако, художник уделял много внимания: его работы кажутся подсвеченными изнутри, нарядными и наполненными волшебством. Иллюзия, эстетическое наслаждение и легкость восприятия — основные особенности детских книг, иллюстрированных Владимиром Михайловичем Конашевичем.

Известные картины художника: иллюстрации к произведениям С. Маршака и К. Чуковского, французским народным сказкам, сказкам Ш. Перро, А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, произведениям А. Барто, В. Маяковского и многих других.

Иллюстрации Владимира Конашевича

Иллюстрирование было основным занятием замечательного графика. Первыми работами этого направления стали, однако, не рисунки для книг известных писателей, а послания к маленькой дочери.

В 1918 году вышла книга художника «Азбука в рисунках». Идея ее родилась из писем, которые Владимир Конашевич писал своим родным на Урал. Жена его, уехав к родным вместе с маленькой дочкой, долгое время не могла вернуться домой, поскольку местность, где они проживали, оказалась отрезанной армией Колчака. В каждом письме Владимир присылал изображение букв алфавита, снабженных иллюстрациями животных или предметов. Восторгу дочери не было предела, а книга, изданная чуть позже, имела большой успех. Она являлась знаковой и для своей эпохи, поскольку полностью соответствовала декрету советской власти о новой орфографии — впервые учебное пособие было напечатано без устаревших символов.

Говоря об оформлении детской литературы, Конашевич подчеркивал, что оно должно быть предельно понятным. Игра света и тени, виртуозное владение перспективой, прочие признаки высочайшего мастерства художника — все это имеет значение для взрослой аудитории, но совершенно не интересно детям. Форма, цвет, размер им важны гораздо больше, и любая неточность здесь будет означать полный провал иллюстратора у детской аудитории. Честность — лучший язык для общения с ней, и тут один из самых запоминающихся и талантливых советских графиков оказался на высоте.

Сюжеты иллюстраций Владимира Конашевича подробны, но не перегружены, изображения яркие и четкие, а герои легко узнаваемы. Художник, понимая всю важность этого счастливого, но короткого периода в жизни каждого человека, общается с детьми на их языке, демонстрируя при этом отличное его знание и понимание.
Перейти к биографии