войти
опубликовать

Петр
Михайлович Боклевский

Россия • 1816−1897

П. М. Боклевский не получил систематического художественного образования. Сначала он закончил юридический факультет Петербургского университета, потом, живя то в столице, то в провинции, занимался у разных преподавателей, в том числе, в 1845 г., даже у К. П. Брюллова в Академии Художеств ("сторонним посетителем"), но нигде не удерживался, всюду наживая неприятности своим вызывающим поведением и особенно злыми карикатурами. Известность ему принесли выпущенные альбомом литографские иллюстрации к "Ревизору" Н. В. Гоголя (1863). В них знаменитая комедия явилась поводом для резкого обличения язв российской действительности: недаром через пять лет они были переизданы под публицистическим названием "Бюрократический катехизис".

Ободренный успехом, Боклевский создал серию "типов" из гоголевских "Мертвых душ" (1860-е). Публикуемые в журналах рисунки приобрели широкую известность, полностью же они были изданы только в 1881 г. Изображая персонажей поэмы, художник всячески подчеркивал их отрицательные черты и физическую неприглядность, - это вступало в противоречие со сложностью гоголевских характеристик, но импонировало настроению русской публики того времени. В 1870-х гг. Боклевский исполнил второй вариант рисунков - смягченный, но и менее выразительный. Кроме того, он иллюстрировал произведения И. С. Тургенева (1869), Ф. М. Достоевского (1881) и П. И. Мельникова-Печерского (1882). Эти работы тоже пользовались успехом, но они явно уступали иллюстрациям к Гоголю. Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над своими иллюстрациями он продолжал трудиться чуть ли не до самой смерти.

Русский художник. Родился в селе Елшино (Рязанская губерния) 12 (24) июня 1816 в семье военного. Учился в Московском университете (1834–1840), служил губернским секретарем в Рязани. Попеременно живя то в провинции, то в Петербурге, брал уроки у профессора петербургской Академии художеств живописца А.Е.Егорова, с 1845 посещал академический класс К.П.Брюллова и мастерскую П.К.Клодта. В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на самодурство местного губернатора П.С.Кожина (1848). Позднее жил в основном в Москве.

Его рисунки и акварели – с их сатирическими гиперболами в то же время подкупающей бытовой характерностью – полны романтической иронии. Боклевский выступал как политический карикатурист (альбом На нынешнюю [т.е. Крымскую] войну, 1855), но достиг подлинной творческой зрелости после того, как, сблизившись с литературным миром Москвы, посвятил себя книжной иллюстрации. Среди наиболее известных циклов – альбомы литографий и рисунков к сочинениям А.Н.Островского (вып. 1–6, 1859–1860), но в первую очередь – композиции к Н.В.Гоголю: Галерея гоголевских типов. «Ревизор» (1858), Бюрократический катехизис. Пять сцен из «Ревизора» (1863), Альбом гоголевских типов… (1881), Типы из поэмы «Мертвые души» (1895). Боклевский усиливал жизненность Городничего, Хлестакова, Ноздрева, Чичикова и других гоголевских героев столь выразительно, что впоследствии актеры (подобно М.А.Чехову (Хлестаков) в Ревизоре, Московский художественный театр, 1921) нередко специально гримировались «под Боклевского». Попытки художника выйти за рамки сатиры, добавив к ней драму и эпос (Рисунки П.М.Боклевского к роману П.И.Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах», вып. 1–2, 1882) выглядят не слишком удачными. В 1880-е годы Боклевский работал над Типами из Достоевского, однако этот цикл, охватывающий творчество писателя от Бедных людей до Братьев Карамазовых, остался незавершенным и в виде альбома неизданным. Иллюстрировал также А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. Умер Боклевский в Москве 10 (22) января 1897.

Перейти к биографии