• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Владимир Васильевич Лебедев
Россия 1891−1967
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Живописец и график, нар. худ. РСФСР (1966), чл.-корр. АХ СССР (1967). В 1912−16 учился в худ. школе М. Бернштейна и Л. Шервуда в Петербурге. Жил и работал в Петрограде — Ленинграде и в Москве. С 1909 участник выставок. Сотрудничал в ж. «Сатирикон», «Аргус» и др. В 1920−22 работал в плакатном отд. Петрогр. РОСТА, создал более 500 плакатов. В 1918−21 преподавал в петрогр. СВОМАСе. Один из создателей искусства илл. детской книги, в 1922−34 художник и худ. ред. Детского отдела ГИЗа в Ленинграде. В 1942−45 сотрудничал в «Окнах ТАСС», ж. «Красноармеец». Живописные композиции и портреты («Портрет Т. В..Шишмаревой», 1935), станковая графика (циклы «Прачки», 1920−25; «Панель революции», 1922; «НЭП», 1925−27), илл. к детским кн («Слоненок» Киплинга, 1921; «Цирк» Маршака, 1925; «Мистер Твистер» Маршака, 1933) и др. работы.

В. В. Лебедев рано стал профессионалом — уже с 1911 г. он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни.

Даже будучи профессором петроградских ГСХМ (1918−21), он настойчиво постигал принципы живописи кубизма, реализовав свои поиски в графической серии «Прачки» (1920−25), а также в политических плакатах «Окон РОСТА» (1920−21)

Смелое упрощение и уплощение формы, резкие сопоставления немногих ярких цветов придавали его композициям своеобразную монументальность. Как прямое продолжение плакатов была выполнена серия сатирических рисунков «Панель революции» (1922), принесшая художнику известность.

Наиболее сильно и плодотворно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к «Слоненку» Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, — «Вчера и сегодня», «Мороженое», «О глупом мышонке», «Цирк» (все 1925), «Багаж» (1926), «Как рубанок сделал рубанок» (1927) и др.

Лебедев возглавлял в 1924−33 гг. художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения — В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых — А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др.

Напряженная издательская деятельность нисколько не мешала его творчеству. В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии «НЭП», «Новый быт», «Любовь шпаны». Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков «Акробатки», «Балерины», «Гитаристки» и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.

В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных «Натюрмортов с гитарой» и небольшую серию натюрмортов «Фрукты в корзине». Позднее, после иронической серии «Девушки с букетом» (1933), он написал ряд отличных женских портретов — Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.

Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг. и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты импровизационной легкости и непосредственности. Книжки «Зима — лето — попугай» О. Ф. Берггольц, «Мистер Твистер», «Усатый-полосатый» и «Сказки, песни, загадки» С. Я. Маршака обозначили собою наступление нового этапа в творчестве художника.

Но уже в 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье «О художниках-пачкунах» («Правда», 1936, 1 марта).

Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда. Эти события произвели разрушительное действие на растерявшегося художника.

В годы войны Лебедев жил в Москве, где сотрудничал в плакатной мастерской «Окон ТАСС», иллюстрировал книги. Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград (1950).

Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку — «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948) и др. Они действительно свидетельствовали о его мастерстве, но в них все возрастали натуралистичность и слащавость. То же самое происходило и с новыми вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение идеологической обстановки в 1950- 60-х гг., позволившее художникам немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы жизни стали затянувшейся творческой агонией этого некогда блистательного мастера и сильного человека.

Читать дальше
Работы понравились
Yaro Bond

Лента
Владимир Васильевич Лебедев. Обнаженная модель
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 10 работ
Катька
0
Катька
66×126 см
Девушка с букетом
0
Девушка с букетом
1933, 45×64 см
Фрукты в корзинке
0
Фрукты в корзинке
1930, 42×34 см
Женщина с гитарой
0
Женщина с гитарой
1930, 65×80 см
Натюрморт с гитарой
0
Натюрморт с гитарой
1930, 68×51 см
Молодая девушка в свитере с букетом
0
Молодая девушка в свитере с букетом
Художница
0
Художница
Обнаженная девушка
0
Обнаженная девушка
Натюрморт с кофейником
0
Натюрморт с кофейником
Посмотреть все 10 работ художника