Регистрация
Николай Васильевич Кузьмин
Россия 1890−1987
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

(19.12.1890., г. Сердобск Саратовской губернии — 9.1. 1987, Москва), график. В Сердобске окончил реальное училище. Учился в рисовальной школе ОПХ (1912—14) у И. Я. Билибина, А. А. Рылова, Н. К. Рериха, во ВХУТЕИНе (1922—24) у П. А. Шилинговского и Е. С. Кругликовой. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы: романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1932, золотая медаль на Международной выставке 1937 в Париже), драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (1941), сказа Н. А. Лескова «Левша» (1957), поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин» (1959, бронзовая медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге). В 1980 — золотая медаль АХ СССР за иллюстрации к книгам: А. С. Пушкина «Эпиграммы» (1979), Н. С. Лескова «Повести. Рассказы» (1973), Н. Г. Курганова «Краткие замысловатые повести» (1976). Автор книг: «Круг царя Соломона» (1964), «Давно и недавно» (1982), где отражены в т. ч. сердобские впечатления, «Художник и книга» (1985) и др. Член МОССХа (с 1938), заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), нар. худ. РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).

Народный художник РСФСР (1972), член- корреспондент АХ СССР (1967).

Родился в г. Сердобск Пензенской области, где окончил реальное училище. К этому периоду относятся первые опыты Н. В. Кузьмина в журнальной графике: в 1906 г. в журнале «Гриф» были напечатаны первые его рисунки. В 1909 г. девятнадцатилетний самоучка из провинции осмелился послать свои рисунки — подражание модному тогда англичанину О. Бердсли — в изысканный журнал московских символистов «Весы». Рисунки понравились В. Я. Брюсову, и их напечатали. Печатал виньетки Кузьмина и чопорный петербургский «Аполлон».

В 1911 г. Н. В. Кузьмин переехал в Петербург, где учился в школе Званцевой, в Политехническом институте, школе Общества поощрения художников у П. А. Шиллинговского, институте истории искусств. В 1922−24 гг. учился на графическом факультете Академии Художеств.

В конце 1920-х гг. в Москве сплотилась группа молодых художников, объединенных тягой к живому, быстрому, мгновенно откликающемуся на впечатления жизни рисованию, — группа «13». Кузьмин был одним из ее организаторов. «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» — пояснял художник. С уличных зарисовок эта легкая манера была перенесена в книги.

В «Евгении Онегине» А. С. Пушкина (1933) Кузьмин сотнями беглых рисунков иллюстрировал не столько сюжет, сколько авторские отступления, на лету брошенные мысли поэта, его лирические состояния, заставляя и читателя совершенно по-новому воспринимать знакомый роман. Перовые рисунки к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина (1928−1932, издание 1933; золотая медаль Международной выставки в Париже, 1937) — результат глубокого творческого проникновения в дух и характер пушкинских персонажей.

Кузьмин иллюстрирует русскую и западную классику («Актриса» Э. де Гонкура, 1933; «Театр» А. де Мюссе, 1934, и др.) и книги современных авторов, особенно охотно книги о жизни писателей — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Его привлекают тексты иронические, пародийные: «Козьма Прутков» (1933), «Тартарен из Тараскона» А. Доде (1935).

Живая свобода быстрой линии Кузьмина с годами несколько ослабела — может быть, не без влияния неумных редакторов и критики. Но он сохранил и в самых поздних работах свою ироничность, тонкую связь с духом и стилем текста, а не с одними лишь подробностями сюжета. Он с удовольствием брался за книги, невозможные для буквального иллюстрирования.

Мастерство свободного, изящного стилизованного рисунка (иногда подцвеченного акварелью), тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры — все это характерно для иллюстраций к «Левше» Н. С. Лескова (издания 1955, 1961), «Графу Нулину» А. С. Пушкина (издание 1959, бронз, медаль I ВА-59), «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (издание 1960), «Плодам раздумья» (издание 1962) и «Азбуке» Козьмы Пруткова (издания 1966,1969), «Малолетнему Витушишникову» Ю. Н. Тынянова (издание 1966), «Кратким замысловатым повестям» Н. В. Курганова (издание 1976), «Эпиграммам» А. С. Пушкина (издание 1979).

Теми же качествами, какими привлекают к себе рисунки Кузьмина, — наблюдательностью и юмором, легкостью и точностью пера — отличается и литературное наследие мастера, его мемуарные очерки и статьи о близких ему художниках, размышления об искусстве, литературе, об иллюстрациях. Как писатель, Кузьмин выступает с 1956 г. Им написана книга воспоминаний «Круг царя Соломона» (1964), книга «Штрих и слово» (1967) о взаимосвязи изобразительного искусства и литературы, рассказы «Наши с Федей ночные полеты» (1970). Воспоминания о Белом под названием «Иллюстрируя Андрея Белого».

С 1923 г. вышло около 130 изданий с иллюстрациями Н. В. Кузьмина — в СССР, Италии, Израиле, Голландии, Канаде, Чехословакии и др. странах.

Читать дальше

Работы художника
всего 1 работа
Николай Васильевич Кузьмин. Две дамы
0
Две дамы
1939
Посмотреть все 1 работу художника
HELP