войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Василий
Петрович Верещагин

Россия • 1835−1909

Верещагин Василий Петрович (01(13).01.1856, Пермь - 09.10.1909, Петерб.), сын Петра Прокопьевича. Исторический живописец, портретист, иконописец. Учился у И.В.Бабина и А.У.Орлова. Окончил ИАХ (1861). 1863-69 - пенсионер во Франции и Италии. 1869-94 -препода-вал в ИАХ. С 1860 участвовал в выставках: ИАХ, Об-ва рус. акварелистов. На Всемирных выставках в Лондоне (1872), в Вене (1873) и в Париже (1878) удостоен Зол. медалей. Содействовал проведению в 1878 Передвижной акад. выставки в Екат. и орг-ции там худ. отдела при муз. Уральского общества любителей естествознания, а также созданию в 1907 худ. отд. в Перм. науч.-пром. муз. Среди наиб. значительных работ: "Молитва Святой Анны - матери Пророка Самуила" (1864, ПГХГ), "Свидание заключенного со своим семейством" (1868, ГТГ; повтор -1869, ПГХГ), "Усталая" (1883, ПГХГ), "Осада Троице-Сергиевой лавры в 1608 году" (1891, ГРМ), иконы для Храма Христа Спасителя в Москве (1875-79, ГМИР). (Егорова Е.И.)

Василий Петрович Верещагин, профессор в Императорской Академии Художеств, родился в 1835 г. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию Художеств учеником А.Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в академии он получил все академические медали ( в 1858 г. - 2 серебрянную; 1859 г. - 1 серебрянную; 1860 г. - 2 золотую за программу "Олимпийские игры"; 1861 г. - 1 золотую за программу "На свадьбе Великого Князя Василия Васильевича Темного Великая Княгиня София Витовтовна отнимает у Князя Василия Косого-Шемяки пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому", тогда же получил звание классного художника 1 степени). Отправившись за границу пенсионером академии (1863 г.), Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. В 1869 г. получает звание профессора 2 степени за картину "Свидание узника с семейством", в 1883 г. - профессор 1 степени.

В.П. Верещагин после возвращения в Россию становится преподавателем исторического класса Академии художеств ( в 1894 г. оставляет службу при Академии Художеств). При этом много работает и над собственными картинами, которые отличаются, как и у большинства выпускников Академии, высоким исполнительским мастерством, выверенным построением картины и отменным рисунком.

 

Таковы картины художника на библейские сюжеты (например, "Ночь на Голгофе", 1860), таковы и картины, написанные по мотивам русских былин ("Илья Муромец на пиру у князя Владимира", 1872) и истории земли русской ("Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году", 1891); "Видение Дмитрия Донского на Куликовом поле", 1896), исполнял картины на жанровые темы "Крестьянка", "В пути", "Шарманка", "Усталая" и др.). В 1907 г. В.П. Верещагин прислал в Пермский музей несколько картин своих и брата, именно они послужили началом для организации художественного отдела музея.

 

Как и большинство художников классического направления, В.П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).

В 1891 г. Верещагин издал "Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей".

Перейти к биографии