Регистрация
Нико Пиросмани (Пиросманашвили)
Нико
 Пиросмани (Пиросманашвили)
Грузия 1862−1918
Подписаться106                
Подписаться106                
Биография и информация
 
«Значит, не смог я сторговаться с вашим торгашеским миром!», — говорит Нико Пиросмани в биографическом фильме Георгия Шенгелая «Пиросмани». Не смог, да. Неприкаянная жизнь в вопиющей, безысходной даже не бедности — нищете. Художник, картины которого будут выставляться в Лувре и Третьяковке, чья «Арсенальская гора ночью» в 2007 году уйдет на аукционе Sotheby`s за 1 млн. фунтов стерлингов, умер от голода и холода в сыром подвале.

«Застрял я в горле у этой проклятой жизни»

Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили) родился в затерянном на востоке Кахетии селе Мирзаани. Сведения о его детстве основываются на рассказах, слухах и косвенных исследованиях. Документов, в которых были бы зафиксированы факты, не осталось. Родители его умерли, когда мальчику было около 8 лет. Нико взяли к себе Калантаровы — владельцы имения, в котором его отец обрабатывал виноградники. Вскоре вместе с одним из сыновей Калантаровых Нико уехал в Тифлис.

Пиросмани не получил художественного образования. Единственные его учителя — странствующие художники. Наблюдая, как они расписывают вывески лавок и дуканов (трактиров), Нико учился рисовать.

Это сегодня Пиросмани — один из величайших представителей примитивизма и человек, чьим именем названо огромное количество ресторанов кавказкой кухни. При жизни его именовали попроще — маляр. Деньги у него буквально уплывали из рук. В основном художник зарабатывал на жизнь, разрисовывая стены трактиров и создавая вывески, а его за это кормили и наливали стакан вина и рюмку водки.

Он пытался вернуться в родное село, открыл продуктовую лавку, в которой торговал сыром, молоком, мацони, медом. Затея потерпела крах. Гордый кахетинец мог нагрубить выгодному покупателю и дать полную корзину товара в долг бедняку, который неизвестно когда и неведомо с чего долг вернет. В память об этом периоде остались «Белая корова на черном фоне» и «Черная буйволица на белом фоне». Эти картины служили вывеской лавке Нико.

Свет черной клеенки Пиросмани

Нельзя не упомянуть необычные холсты Пиросмани. Чаще всего он писал на клеенке. По одной версии — это обычная клеенка в трактире, по другой — специальная техническая клеенка. Учитывая его тотальную бедность, вполне возможно, что оба варианта имели место: когда появлялись какие-то средства, Пиросмани покупал специальный материал, а когда об этом мечтать не приходилось — что ж, художника не остановит отсутствие холста. Уникально то, что Пиросмани писал чаще всего на черной клеенке. Не свет он раскрашивал, а черноту осветлял. Многие исследователи считают, что причиной открытия этой техники стала нужда, не отпускавшая художника всю жизнь. Чтобы сэкономить на красках, он писал на черной клеенке и оставлял ее незакрашенной там, где требовался темный цвет.

«Искать пещеру царицы Тамары… Хоть один раз взглянуть бы на ту долину, где солнце никогда не заходит», — говорит Нико Пиросмани в фильме Шенгелая. Именно это он и пытался сделать всю жизнь, перенося краски на черную клеенку, а светом раскрашивая тьму.

Пиросмани не довелось изучать историю искусств и знакомиться с различными направлениями живописи. Это был самоучка чистой воды. Возможно, отсутствие академического образования в его случае и позволило таланту максимально проявиться. Его картины наивны, и в своей наивности и простоте — неподражаемы. Кажется, Пиросмани миновала присущая большинству художников боязнь чистого холста. Холст недолго оставался чистым перед Нико Пиросмани. С детской смелостью, не затронутой сомнениями, он подходил к холсту — будь он белым холстом или черной клеенкой, и писал. Без эскиза, без набросков, без продумывания композиции и выстраивания перспективы.

У Нико Пиросмани не было такого явления, как забракованные работы и перечеркнутые черновики. Да и не мог художник позволить себе разбрасываться драгоценными холстами. Он всегда писал начисто, по возможности — не отрываясь, пока не закончит. Здесь не оказывалось места размышлениям. Словно Пиросмани не писал картины, а помогал им, уже существующим, проявиться.

Практически вся настенная живопись Пиросмани погибла. Кто же мог знать, что роспись на стенах недорогих тифлиских дуканов — на вес золота? Не приспособленный ни к чему другому, кроме живописи, Пиросмани рисовал всегда. По исследованиям, он написал около двух тысяч картин. До наших дней дошло менее трехсот.

«Свою жизнь превратил в цветы»

Жил-был художник один,
Много он бед перенес…

Известный всем жителям постсоветского пространства хит о миллионе алых роз Вознесенский написал о Нико Пиросмани. Художник увидел выступление французской артистки кафешантана Маргариты де Севр и потерял голову. Был ли миллион роз, неизвестно, но по слухам, бедняк Пиросмани действительно завалил номер певицы цветами, а к собственному дню рождения сделал ей подарок, скупив «целое море цветов». Взаимность ему — худому, изможденному голодом и страстью — от привыкшей к светским ухажерам Маргариты не светила. Но кто бы сегодня знал о французской певичке, не напиши незадачливый покупатель «миллиона алых роз» портрет актрисы Маргариты?

Открытие Нико Пиросмани

Люди, сыгравшие важнейшую роль в жизни Пиросмани, — братья-художники Кирилл и Илья Зданевичи. Они путешествовали по Грузии вместе с Михаилом Ле-Дантю, русским художником французского происхождения. В тбилисских дуканах братья обратили внимание на удивительной силы картины, которые украшали стены отнюдь не фешенебельных заведений. Картины были сделаны в своеобразной манере. Сила, бьющая через край из этих безыскусных полотен, потрясла художников. Долгие расспросы и поиски вывели их на автора. Зданевичи скупали картины Пиросмани и целенаправленно искали его самого.

В феврале 1913 года от Ильи Зданевича мир впервые услышал о Нико Пиросмани. Статья называлась «Художник-самородок» и была опубликована в газете «Закавказская речь». Вскоре в Москве состоялась первая выставка Пиросмани, а через некоторое время его пригласили на собрание общества художников в Тбилиси. К Пиросмани пришло признание, но стать тем, что в быту именуют «успешный человек», ему не было суждено. Признание практически не отразилось на финансовом состоянии Пиросмани. Деньги по-прежнему обходили его стороной, социального и общественного успеха при жизни ему добиться не удалось: не было ни высоких гонораров, ни дома и семьи… Были нищета, голод, холод и сырые подвалы.

Всю жизнь он тосковал по деревенской жизни. Есть легенда, что Пиросмани покупал скошенную траву и засыпал на ней, пытаясь хоть частично таким образом погасить тоску по дому. Но жизнь художника оценивается по иным критериям, чем социальная успешность. Уже признанный и обласканный публикой, благосклонности которой при жизни так и не удалось добиться Пиросмани, Пабло Пикассо говорил, что завидует судьбе грузинского художника-примитивиста, сумевшего наполнить светом черную клеенку.
Пикассо восхищался картинами Пиросмани. Одна последних работ знаменитого кубиста — портрет гордого кахетинца.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Таисия Севрук
Darya Maksimova
+32

Лента
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Медвежонок
Медвежонок
Нико Пиросмани (Пиросманашвили)
1910, 59×70 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Кутеж молокан
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Олененок
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Ираклий Второй
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Сестра и брат (Иллюстрация к одноименной пьесе В. Гуния)
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Мальчик в грузинском национальном костюме
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Раненый солдат (Часть диптиха)
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Выпечка хлеба
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Кутеж у Купреишвили
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Крестьянский надел (Петух и наседка с цыплятами)
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Баран
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Молебен в деревне
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Лань
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Кахетинский эпос (Алазанская долина)
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Охота на медведей
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Георгий Саакадзе спасает Грузию от врагов
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Пасхальный кутеж
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Женщина с ведрами
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Медвежонок
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Сестра милосердия
Вся лента
Работы художника
всего 166 работ
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Жираф
7
Жираф
1905, 111×139 см
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Князь с рогом вина
6
Князь с рогом вина
1908, 94×116 см
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Рыбак среди скал
3
Рыбак среди скал
1906, 112×92 см
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Актриса Маргарита
10
Актриса Маргарита
1909, 11.7×94 см
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Арсенальская гора ночью
6
Арсенальская гора ночью
1908, 113×91 см
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Портрет Ильи Зданевича
0
Портрет Ильи Зданевича
1913, 120×150 см
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Мальчик - продавец дров
3
Мальчик - продавец дров
Начало XX века, 111×90 см
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Девочка с воздушным шаром
0
Девочка с воздушным шаром
Начало XX века, 65×41 см
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Шете помогает князю Барятинскому поймать Шамиля
2
Шете помогает князю Барятинскому поймать Шамиля
Начало XX века, 113×89 см
Посмотреть все 166 работ художника
HELP