войти
опубликовать

Василий
Иванович Баженов

Россия • 1737−1799

Сын дьякона. Первоначально обучался как живописец, с 1751 состоял в «архитектурной команде» Д.В. Ухтомского, участвовал в отделке Головинского дворца (не сохранилась). В 1755 поступил в Московский университет, в 1756 перевёлся в петербургскую Академическую гимназию, одновременно участвовал в архитектурных работах С.И. Чевакинского. В 1758—60 среди первых слушателей петербургской Академии художеств учился у А.Ф. Кокоринова и Ж.В. Валлен-Деламота. В 1760—62 как пенсионер Академии художеств — в Парижской Академии художеств у Ш. де Вайи, в 1762—64 совершенствовал свои знания в Италии, член Академии Святого Луки в Риме, Академии художеств во Флоренции и Болонье. С 1765 член петербургской Академии художеств, в 1799 её вице-президент. В 1767—92 работал в Москве. Автор наиболее ранних московских зданий в стиле классицизма, отличающихся гармоничной уравновешенностью пропорций, сочетанием рационально-строгих членений фасадной плоскости и живописно проработанных деталей ордерных форм и скульптурно-пластического декора. Принципиальное значение в творчестве Баженова имели идеи построения больших городских и усадебных ансамблей.

Широта его градостроительного мышления сказалась при создании в 1767 проекта Большого Кремлёвского дворца с одновременной перестройкой Кремля и Красной площади: Кремль превращался в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы Москвы, его связь с городской застройкой осуществлялась благодаря выносу монументального дворцового фасада, обращённого к Москве-реке, за линию кремлёвских стен; вместе с тем здание дворца с мощным рустованным цоколем и торжественной колоннадой (заложено в 1773, строительство остановлено в 1775 по указу Екатерины II, деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА) должно было скрыть постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля. Замысел был частично реализован при строительстве дома Пашкова. Другие известные постройки Баженова: дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770), дом Юшкова, колокольня и трапезная церковь «Всех Скорбящих Радости» на улице Большая Ордынка. Другая линия творчества Баженова, раскрывающая его богатую фантазию и оригинальность художественного мышления, связана с использованием элементов средневековой архитектуры, готики и древнерусского зодчества (в основном московской архитектуры XVII в.) при создании увеселительных сооружений на Ходынском поле по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774—75, известны по рисункам М.Ф. Казакова) и ансамбля в Царицыне, где они нередко слиты с классицистическими пропорциями и членениями зданий. Соединение фантастически и символически перетолкованных средневековых мотивов с эмблематикой масонства стало своеобразным отражением идейной и дружеской близости Баженова к московским масонам и Н.И. Новикову. Среди графических работ Баженова — панорама Царицына (тушь, акварель, перо, кисть, 1776, ГНИМА). Именем Баженова в 1965 названа бывшая Крестьянская улица в Царицыне.

Перейти к биографии