войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Иоганн
Таннауэр

Германия • 1680−1737

Одним из самых популярных немецких художников петровского времени был Иоганн Готфрид Таннауэр . Он был один из первых мастеров, принявших приглашение Петра и заключил контракт о поступлении в русскую службу в Вене, в октябре 1710 года.

В марте 1711года уже приехал в Смоленск, сопровождал Петра в Прутском походе, после чего поселился в Петербурге, где и жил до самой своей смерти в 1737 году.

Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф.Черкасов. Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: “Петр I в Полтавской битве” 1710-х годов.

Иоганн Готфрид Таннауер (Tanauer, Danhauer, Danauer, в дореволюционной литературе чаще именуется Дангауэром) — родом, предположительно, из Саксонии. Первоначально занимался часовым делом и музыкой. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. Затем жил в Голландии, где копировал Рубенса.

Петр I во время одного из своих путешествий пригласил Таннауера в Россию по рекомендации художника Я. Купецкого. 1 октября 1710 года в Вене с ним был заключен контракт о поступлении на русскую службу в качестве живописца. В марте 1711 года он приехал в Смоленск и сопровождал Петра I в неудачном Прутском походе, в котором художник даже потерял свое имущество.

Поселившись в Петербурге, Таннауер становится «гофмалером», то есть придворным живописцем. Он писал портреты, исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы.

Таннауер познакомил русских мастеров с приемами позднего европейского барокко. В его стилистике ощущается новая для России барочная динамика, глубина пространства, светотеневые контрасты. Живопись его построена на интенсивных цветовых сочетаниях. Картины Таннауера в высшей степени импозантны, величественны и репрезентативны.

Портреты Екатерины I, «светлейшего князя» А. Д. Меншикова, его дочерей, графа П. А. Толстого, Ф. М. Апраксина, царевича Алексея отличаются конкретностью и убедительностью характеристики.

В России Таннауер весьма преуспевал, исполняя многочисленные заказные портреты. Камер-юнкер Берхгольц, посетивший мастерскую художника, писал в своем дневнике от 32 октября 1722 года: «После обеда Его Высочество со мною ездил к Императорскому Придворному живописцу Данненгауэру (который родом саксонец) и смотрел сделанные им здесь портреты, с которыми он скоро отправляется в С.-Петербург. Это были портреты императора, императрицы, обеих принцесс и князя и княгини Меншиковых — все оригинальные, одинаковой величины и один лучше другого. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однако ж всех похожее был портрет императора — совершенная натура» (Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 1721—1725. В 4 частях. – М., 1860. Ч. 2. С. 304.).

Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I, из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ). Ф. К. Фридебург в 70-е годы XIX века насчитал по крайней мере шесть портретов Петра I работы Таннауера (Фридебург Ф. К. Вступительная статья // Портреты и другие изображения Петра Великого: Памяти 30 мая 1872 года / Собрано Ф.К. Фридебургом. Просмотрено и дополнено А.А. Васильчиковым, Г.Н. Геннади и В.В. Стасовым. — СПб., 1872. С. 4.).

О художнике есть ценное упоминание в книге Я. Штелина «Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом»: «В последние свои лета Петр Великий имел в своей службе искусного портретного живописца Данненгауэра, который совершенно на италианский вкус прекраснейшими красками и с отменным расположением света и тени совершенно подобные изображения сего Монарха и Его Супруги написал в различном положении» (Штелин Я. Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом. — М., 1788. С. 120.).

После смерти Петра I Таннауер не покинул Россию, он лишь в 1728 году съездил ненадолго в Польшу. Умер он в 1733 или 1737 году в Петербурге. У Таннауера были, по-видимому, многочисленные русские ученики, среди них — Иван Никитин, первый русский портретист, П. Еропкин, впоследствии известный архитектор, и живописец Ф. Черкасов, уехавший в 1716 году в Италию.

Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук.

Перейти к биографии