войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Иоганн Генрих
Шёнфельд

Германия • 1609−1683

Немецкий живописец, гравер. Подобно И. Лиссу и К. Лоту, провел большую часть жизни в Италии. Тридцатилетняя война в Германии вынуждала художников покидать родину. С 1633 в Италии, где его привлекают очень разные мастера — Караваджо, Пьетро да Кортона, Бернини, северные художники-итальянисты. Около 10 лет работал в Неаполе (с 1638), изучал реалистическую грубоватую манеру Б. Каваллино, его приемы передачи эффектного освещения. После Вестфальского договора 1648 возвратился в Германию. Много работал в гравюре, что способствовало его известности. В полотне Скифы у гробницы Овидия (ок. 1640, Будапешт, Музей изобразительных искусств) Шёнфельд в традиции северных мастеров изображает простой люд, стремится передать обаяние итальянского пейзажа с руинами.

Немецкий художник. Шёнфельд учился в Меммингене, а в 1627-1629 работал в Штутгарте. Отсюда, подобно большинству немецких художников, он через Базель и "другие места в Германии", как сообщает Зандрарт, отправился в Италию. Пребывание в Италии (1630 - 1640; Зандрарт указывает другую дату) оказало решающее влияние на Шёнфельда. Его первые произведения еще подчинены традиции великих маньеристов Голциуса, Мюллера, ван Валькенборха; их сменяют работы, исполненные в более индивидуальной манере. В Риме, где художник работал при дворе принца Орсини, он проявил вкус к монументальным религиозным композициям, вдохновленным (по примеру маньеристов, формировавшихся в Италии) Адамом Эльсхеймером и его кругом. Неизвестно, сколько времени провел художник в Риме; единственным документом, имеющем отношение к Шёнфельду, является упоминание о некоем Джордже Белькампо Теутонико, поручителе некоего немца (1633). Затем он приезжает в Неаполь, где существовал круг художников, влияние которого на Шёнфельда было особенно важным, поскольку римской монументальной живописи оно противопоставило более камерную живопись с поэтическими мотивами и изысканным колоритом, что нашло свое воплощение в широких панорамах и небольших композициях мастера. Неаполь, где художник жил продолжительное время, придал его творчеству новые черты. Такие произведения, как "Триумф Давида" (Карлсруэ, Кунстхалле), отражают влияние неаполитанских баталистов - Аньелло Фальконе, Сальватор Роза и Доменико Гарджуло. Именно в Неаполе художник создает две великолепные "Марины" (Рим, гал. Паллавичини), два варианта "Всемирного потопа" (Вена, Музей истории искусств; Кассель, Гос. художественные собрания). Вероятно, прямая связь существовала и между Шёнфельдом и Каваллино, который был младше его на 13 лет. Изысканные картины Каваллино с глубокими тенями, с явной светотенью и живописной передачей атмосферы имеют множество черт, близких работам немецкого художника, однако, не известно, в какой степени один мастер повлиял на другого. Отзвуки искусства Жака Калло очевидны в построении композиций и сухости фигур. При посредничестве Калло Шёнфельд открывает для себя творчество страсбургского живописца и гравера Ж. Г. Бора. Шёнфельду, большинство картин которого исполнены в Италии, приписываются "серьезные истории, поэтические басни и пасторали" (Зандрарт), античные, мифологические и библейские сцены с множеством персонажей. Выбором своих тем и прозрачностью колорита Шёнфельд предвосхищает живопись XVIII в. Гибкие силуэты выделяются на фоне изысканных серых тонов. Зритель одним взглядом охватывает дальние планы композиции, окутанные серебристой холодностью атмосферы; светлые зоны контрастируют с темными и подчеркивают глубину. В торжественных сценах античные руины и портики, словно в театре, приглашают зрителя в глубину картины. Здесь, как на римских фризах появляются шествия фигур ("Триумф Венеры", Берлин-Далем, музей; "Шествие Вакха", Неаполь, Каподимонте; "Триумф Давида", Карлсруэ, Кунстхалле). Вместе с тем, наряду с жизнерадостными и причудливыми торжественными шествиями, важное место в творчестве Шёнфельда занимают буколические идиллии Аркадии, в которых, как в античной живописи, персонажи находятся в гармонии с окружающей их природой, а также такие ключевые для эпохи барокко темы, как тщетность всего земного. Мертвые животные, свечи, мыльные пузыри, отливающие цветами радуги, руины и песочные часы - все эти предметы являются не прости аксессуарами, но аллегориями, символизирующими время и непрочность вещей. К этим темам следует добавить искателей сокровищ и сцены резни, изображенные художником с мрачной напряженностью. Античные надгробия и саркофаги, символы величия прошлого, интерпретированы Шёнфельдом в светлой манере. После более, чем пятнадцатилетнего пребывания в Италии, Шёнфельд возвращается в Германию в конце Тридцатилетней войны. Не существует никакой точной хронологии его творчества в период после прибытия в Штутгарт в 1627-1629 и до 1651, когда он исполнил "Св. Троицу" в ц. в Биберахе. Надпись на обороте картины "Иаков и Рахиль у фонтана" (Штутгарт, Гос. гал.) говорит о том, что в 1647 он мог быть директором галереи графа Брюля в Дрездене. Его произведения датированы лишь с 1652, когда художник переехал в Аугсбург. Однако по возвращении из Италии творческий гений Шёнфельда угасает. Работая по многочисленным заказам монастырей и церквей южной Германии, он создает, главным образом, алтарные картины, в которых демонстрирует необыкновенную виртуозность, но которые лишены выразительной силы, столь характерной для его ранних произведений. Влияние Шёнфельда, ставшего одним из величайших немецких религиозных художников XVII в., отразилось на творчестве его аугсбургских учеников (Иоханна Хейсса, Исаака Фишеса и Иоханна Шпилленбергера) и проявилось в использовании классических формул - архитектонической структуры, чья светлость напоминает Пуссена, и точное построение композиции. Вопреки элементам, которые, как правило, приписываются рококо и которые появились лишь спустя столетие, искусство Шёнфельда почти не оказало никакого влияния на последующее развитие немецкой живописи.

Перейти к биографии