Регистрация
Арнольд Абрамович Зеленский
Арнольд Абрамович Зеленский
Арнольд
 Абрамович Зеленский
Россия родился в 1812
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в 1812 г., видимо, в Полтаве, сын купца 1-й гильдии; год смерти его неизвестен. В декабре 1836 г. он представил в Академию Художеств 9 картин при прошении, в котором просил: «буде он окажется достойным, причислить его к сословию Академии». Представленные картины были одобрены Академией Художеств, Зеленский получил звание «назначенного» в академики, и ему была задана программа для получения звания действительного академика «написать поколенный портрет профессора живописи Бруни». Но «назначенный» в академики Зеленский или не исполнил своей программы, или она не удовлетворила требованиям, и в следующем 1837 г. ему была поручена другая задача — «изобразить в картине масляными красками Товита, исцелившего своему отцу Товию глаза, и ангела, от них отлетающего, мера фигур требуется не менее полунатуры». Таким образом первая программа была по классу живописи портретной, вторая же по классу живописи исторической. Но и эту программу Зеленский не выполнил и в течение 13 лет оставался «назначенным», пока, наконец, в 1849 г. не был утвержден академиком по живописи портретной и исторической за представленный образ «Жены Мироносицы у гроба Спасителя», картину «Агарь в пустыне» и 5 портретов. Как само «причисление к сословию Академии» — выражаясь словами Зеленского — было необыкновенно, так не вполне обычна была и дальнейшая деятельность этого во всяком случае любопытного художника. Перед большою публикою он дебютировал на академической выставке 1839 г., «выставив портреты во весь рост в малом размере». «Этот род портретной живописи» — писал художественный критик того времени — «чрезвычайно приятен, изображает человека со всеми его манерами, и мы должны отдать справедливость г. Зеленскому за искусное исполнение». Таким образом Зеленский явился до известной степени новатором. Им были выставлены портреты князя Г. П. Волконского, действительного статского советника Энгельгардта и французской актрисы Аллан. Судя по этим именам, видно, что Зеленский за трехлетнее пребывание свое в Петрограде сумел обзавестись заказчиками из так называемого bon monda. Если критик в общем похвалил Зеленского, то в частности, касаясь портрета знаменитости французского театра того времени г-жи Аллан, нашел, что «все посетители выставки говорили гласно, что г-жа Аллан лучше на сцене, нежели на картине г-на Зеленского, и это правда. Художнику надлежало уловить не одно простое сходство, но и гениальную выразительность несравненной актрисы в ее лучшие минуты, а он не сделал этого. Портрет г-жи Аллан — есть проза. Однако художник — человек с дарованием и пойдет еще вперед». Критик оказался до известной степени пророком, и если не в смысле развития таланта, то в житейском успехе Зеленский пошел далеко. Кроме портретов высокопоставленных лиц, Зеленский взялся и за другое дававшее в то время значительный заработок занятие — писание образов. В 1842 г. он работал в церкви министерства внутренних дел, на Аптекарском острове, которую строил К. Тон. В этом году он представил в Академию Художеств «написанный для этой церкви образ Вознесения Господня» и просил, если «образ сей заслуживает быть поставлен в упомянутой церкви, то выдать ему о том свидетельство». Академия Художеств определила объявить Зеленскому, что «тон в писанном им образе найден хорош, но рисунок и исполнение вообще неудовлетворительны и слабы, почему и нужно оный исправить». Несмотря на этот отзыв, Зеленский продолжал работать и в 1844 г., представил четыре образа — св. Александра Невского, св. Василия Великого и Евангелистов Марка и Луки. Академия Художеств нашла исполнение образов «довольно удовлетворительным», но строитель церкви Тон указал, что образа, предназначенные для одного иконостаса, различной величины, что они писаны грудными, а должны быть поколенными, и поэтому не могут быть поставлены в один иконостас, так как нарушат общую гармонию. Не надо забывать, что главные образа в церкви писал сам Карл Брюллов. Далее Зеленский работал много в Гатчинском соборе, где его кисти принадлежат указанный выше образ «Жены Мироносицы», «Плащаница», «Рождество Христово» и «Снятие с Креста». Последний образ был на выставке 1849 г. Его называли «замечательной картиною»; у художника, по словам критики, был виден «талант, вкус, искусная композиция и хорошая школа». Но Зеленский не удовлетворился выпадавшими на его долю успехами, от образов и портретной живописи он перешел к жанру и написав в 1850—1851 гг. две картины: «Жница» и «Кормилица в русском костюме с ребенком, заснувшим на руках» (у этой последней картины было и другое название «Материнская любовь»), которые отправил в 1852 г. в Лондон на королевскую выставку художественных произведений. Это были первые картины русского художника, выставленные на этой выставке, и они имели, судя по отзывам прессы того времени, «большой и вполне заслуженный успех». Английские газеты называли Зеленского «знаменитейшим» русским художником, восхищались как самими сюжетами картин, так и их выполнением. В следующем 1853 г. уже в Петрограде, на академической выставке, Зеленский, кроме портретов доктора Маргулиса и г-жи Штиглиц (урожденной Грейг), выставил еще два новых жанра: «Женитьба в Вологодской губернии» и «Жницы»; в последней картине отмечалось стремление художника к натурализму: «на картине „Жницы“ левый угол неба, где за дымчатыми облаками заходит солнце, очень верно схвачен с натуры и с первого взгляда бросается в глаза». Конечно, во всех вышеприведенных отзывах видно безусловное преувеличение. Зеленский никогда не был «знаменитейшим» русским художником. Имея некоторый талант в живописи, он обладал гораздо большим умением приспособляться, умением рекламировать и себя и свои произведения, которые в настоящее время вполне забыты и не могут, особенно с чисто художественной точки зрения, привлечь к себе внимание. (Петров, Половцов)

Читать дальше

HELP