Регистрация

Офицерский парикмахер

Предложить название
1909, 89×117 см • Масло, Холст

Описание картины «Офицерский парикмахер»

Ларионов призывал учиться у создателей вывесок, а не напыщенных действующих академиков Академии художеств. Знаменитые его «Парикмахерские» (1, 2, 3) действительно решены в жанре вывески. Они входят в «провинциальный цикл», выполненный в стиле неопримитивизма.

Пространство на картинах этой серии утратило объем и стало плоским. Не потому что художнику мастерства на объем не хватает – такова его задумка.

В «Офицерском парикмахере» есть сюжет, но очевидно, что он не является «внутренним делом» персонажей, а обращен к зрителю и рассчитан на зрителя. Даже драпировка в верхней части картины смахивает на занавес сцены, а зеркало, нарушая реальную геометрию предметов, изогнулось так, чтобы нам его лучше видно было. Замерший в кресле бравый офицер, кажется, специально округлил грудь колесом – чтобы мы оценили. И как перекликаются осанка офицера, излом зеркала и изгиб сабли! А длинные стройные ноги парикмахера «звучат» в унисон с ножками стула клиента.

Нарочитые детали – квадратные плечи, торчащие усы, создающая шикарную драпировку салфетка на сгибе руки парикмахера, огромные ножницы и расческа с тщательно выписанными зубьями – укрупняют и утрируют действие, внося в него подлинную живость и ларионовскую ироничность. Как старательно демонстрирует выправку офицер, как услужлив и даже слегка покровительственен по отношению к нему и нам сам парикмахер. Так и тянет его назвать официантом, кстати. Тут вам и салфетка, и черно-белая «униформа», и даже галстук-бабочка.

Мягкая, любящая ирония – одна из особенных характеристик «провинциальной серии» Ларионова. Здесь нет никакого «свысока», нет пренебрежения и оценки, равно как и заискивания с народом по типу «я даже с булочником здороваюсь». Кисть Ларионова не «спускается в народ». Когда он пишет картины провинциальной жизни – он сам в этот момент и есть там. Денди-парикмахер и напыщенный офицер, провинциальные франтиха и франт созданы с теплой улыбкой, художник очевидно любуется своими персонажами, и нас к тому же призывает – недаром они так явно «работают на публику».

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Неопримитивизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Михаил Федорович Ларионов. Курящий солдат
  • Михаил Федорович Ларионов. Кацапская Венера
  • Михаил Федорович Ларионов. Еврейская Венера
Ларионов
6 работ • 0 комментариев
  • Александра Александровна Экстер. Город ночью
  • Александра Александровна Экстер. Мост. Севр
  • Петр Петрович Кончаловский. Автопортрет в сером
"Бубновый валет", русский авангард, 1910-1917
Собирает Ирина Олих
56 работ • 0 комментариев
  • Марк Захарович Шагал. Ложка молока
  • Михаил Федорович Ларионов. Отдыхающий солдат
  • Михаил Федорович Ларионов. Утро в казармах. Мотив из солдатской жизни
Примитивизм(Наив)
27 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Александра Александровна Экстер. Город ночью
1
Город ночью
Александра Александровна Экстер. Мост. Севр
0
Мост. Севр
Марк Захарович Шагал. Ложка молока
2
Ложка молока
Михаил Федорович Ларионов. Отдыхающий солдат
0
Отдыхающий солдат
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP