войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Темпера
Материалы: Дерево
Дата создания: 1428
Размер: 169×85 см
Работа в подборках: 6 подборок

Описание картины «Богоматерь Смирение»

«Богоматерь Смирение», написанная около 1428 года, - ранняя работа Филиппо Липпи, одного из самых известных мастеров кватроченто.

На момент написания этой картины на дереве молодому монаху («фра» перед его именем означает «брат» и указывает на монашеский статус) около двадцати двух. Более семи лет назад он принял постриг во флорентийской кармелитской обители Санта Мария дель Кармине, а пять лет спустя перебрался в Сиену, где церковные власти, несмотря на бурный темперамент фра Филиппо, назначили его заместителем настоятеля. Однако монастырь Кармине, куда рано осиротевший фра Филиппо попал еще подростком, продолжает поставлять своему талантливому «выпускнику» заказы. Одним из них является «Богоматерь Смирение», в наши дни хранящаяся в миланском музее Кастелло Сфорцеско.

Величайшей достопримечательностью Кармине по праву считалась капелла Бранкаччи, расписанная Мазаччо. Созерцание и копирование фресок капеллы сформировало фра Филиппо как художника, и в «Богоматери Смирение» воздействие манеры Мазаччо еще сильно ощутимо.

По мнению специалистов, в работе еще наличествуют отголоски позднеготических влияний, но есть и художественные находки, свидетельствующие о новых, ренессансных тенденциях в творчестве Липпи. К последним следует отнести новизну и замечательную уравновешенность композиции, искусность светотеневой моделировки объемов, а также немыслимую для средних веков конкретику, с какой фра Филиппо выписал лица своих персонажей.

Все они, от Богоматери и Младенца до местных святых в правой части картины, поражают тонкой психологической нюансировкой. При этом особенно выразительно выглядят дети.

Отсутствующий взгляд Девы Марии устремлён поверх зрителя, куда-то за пределы картины; она выключена из настоящего, прозревая впереди будущее божественного Сына и заранее принимая его (отсюда смысл названия – «Богоматерь Смирение»). В то же время дети, не исключая младенца Христа, целиком отдаются текущему моменту. Мальчишки с физиономиями простолюдинов за спиной Марии «смотрят в кадр», вытягивают шеи, словно позируя художнику и настойчиво желая быть запечатлёнными. Их совершенно индивидуальные, лишённые благообразия лица с открытыми ртами позволяют говорить о почти экспрессионистской манере Липпи.

Младенцу тоже не сидится на руках у матери: опираясь рукой на её колено, он отклоняет в сторону, непоседливо ерзает, не желая неподвижно сидеть на месте. Атмосфера картины наполнена движением. От готической иконной статики тут не осталось почти ничего.

Поскольку картина выполнялась по заказу Ордена кармелитов, фра Филиппо Липпи разместил в правой части композиции двух кармелитских святых. С белой лилией, символизирующей девственную чистоту, изображён Альберт Сицилийский, а с кинжалом в голове – невинно убиенный святой Анджело из города Ликаты.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии