войти
опубликовать

Николай
Павлович Жоголев

Россия • родился в 1929

Дипломная работа в ВАХ - "На набережной", оценка - хорошо. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника-живописца.

Живописец. Член Союза художников СССР.

Оригинально проявил себя в сфере пейзажа. При этом он, несмотря на увлеченность пейзажем, является также известным в крае мастером фигурной композиции, портрета п натюрморта. Вот уже двадцать пять лет Жоголев творит с азартом и молодой пылкостью. У него по сей день эмоциональное напряжение в искусстве так велико, как будто молодая свежесть чувств и острота восприятия неисчерпаемы. Во всех жанрах его творчества предмет изображения не заслоняет от нас художника. Наоборот, мы испытываем интерес к картине как яркой выразительнице авторского взгляда на вещи, человека п природу. Откровенная очевидность присутствия живописца проявляется во всем. Творческое лицо Жоголеване надо разгадывать, оно открывается радостно, приветливо, без утайки, вызывая у зрителя отклик и невольное расположение.

Очень часто его картины дают красочный образ человеческой жизни вкупе с природой. Формы и силуэты, ритмы и узоры городских громадин и приземистых изб, суетливость уличной толпы и сейнеры у пирсов, стремительные автострады и протоптанные тропинки вплетаются в пейзаж Жоголева, наполняют их кипучей жизнью, заставляют ощутить, что перед нами отнюдь не природа, а природа, которая вся - продолжение художнических ощущений, второе "я" живописца. Даже когда пейзажи безлюдны, Жоголев так живописно тонко, гибко, со знанием рассказывает цветом, что вы как бы слышите:

Иным художникам большая картина дается лишь ценой утраты свежести, непосредственности, трепета живой формы. Эти качества Жоголеву очень дороги. В них проявляется душа его живописи. Он влюбленно верит в огромные возможности цвета исчерпывающе рассказать, как он, Жоголев, этот мир чувствует и переживает. Цвет у него чаще всего мажорный, звонкий, слепящий, словно от избытка полуденного солнца. Излюбленные им желтые, нежно-розовые, матово-белые, светло-зеленые, голубовато-синие цвета излучают захватывающую зрителя эмоциональность. Даже в исторических картинах он стремится не потерять этюдную свежесть цвета. С его помощью он всегда воссоздает, помимо событийного рассказа, некий эмоциональный ореол вокруг исторической сцены. Например, в полотне (1969) образы крестьянина, вчерашнего красноармейца-буденовца и его сына-малолетки сливаются с весенней пробудившейся природой, со свежевспаханной землей-кормилицей в образ, полный предчувствия новой, лучшей жизни в свободной послереволюционной России.

Импульсивность переживания, энергичность восприятия, как бы импровиза- ционность живописного воплощения, свойственные художнику, полно выразились в работе (1967), изображающей девушек на тропинке среди лугового разнотравья. Это одна из лучших картин с современной фабулой в приморском искусстве. Свободно, мастерски Жоголев сочетает радостно звучную декоративность и точную правду живописных отношений с праздничным видением жизни. Есть нечто прирожденно-артистическое в этой способности видеть все проявления жизни как выразительный, красочный образ.

Перейти к биографии