• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Клавдий Васильевич Лебедев
Россия 1852−1916
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в семье крестьянина, церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество. О детских и юношеских годах будущего художника практически ничего неизвестно. В нач. 1870-х гг. он поступил в Строгановское училище. Оттуда в 1875 г. перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества. Любимым учителем К. В. Лебедева был В. Г. Перов. Ближайшим другом и сподвижником стал Владимир Маковский. Огромную роль в становлении художника сыграл представитель академической школы рисования Е. С. Сорокин. Благодаря занятиям с ним Клавдий Васильевич достиг высоких успехов в области графики, стал лучшим рисовальщиком Училища, а впоследствии — одним из лучших рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком. 70-е — 80-е гг. XIX в. — замечательный период в истории русского искусства, ознаменовавшийся всплеском интереса к отечественной истории и ее осмыслением в

художественных образах. Любимым жанром для Лебедева стала историческая живопись, позволяющая показать характеры, используя красочность древнерусских костюмов и особенности обстановки. Следуя по пути, начатому В. Г. Шварцем, сначала копируя и воспроизводя предметы старины и костюмы эпохи XVI—XVII вв., художник постепенно пришел к созданию в годы учебы картины «Молодой боярин за столом» (1880). А за картину «Выход боярышни из церкви» получил большую серебряную медаль. Работая над историческим жанром, Клавдий Васильевич писал картины, посвященные отдельным историческим событиям и деятелям русской истории. За полотно «Смерть царя Федора Алексеевича» его удостоили звания академика (1897 г.). В начале XX

в. появился цикл картин, посвященных Петровской эпохе: «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов» (1903), «Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Петр I в Саардаме» (1908). Исторические работы К. В. Лебедева были литографированы и изданы в виде альбома в 1911 г. Будучи членом Товарищества передвижных выставок, Клавдий Васильевич в избрании тематики своих картин не обошел стороной жанр. Создавая скромные по замыслу, по

формальным приемам жанровые сцены, он смог достичь в них широкого обобщения.

Таковы полотна «К сыну» (1894), «На родине» (1897), «Что-то случилось», «В церкви», «Иконописец» и др. Главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, взведенного по проекту К. А. Тона. (Проект

собора был утвержден в 1844 г., строительство началось в 1845, с 1877 г.

начались штукатурные работы, а затем и роспись стен, которая закончилась к 1887

г.). В Вознесенском Елецком соборе, возведенном архитектором А. С. Каминским по проекту К. А. Тона, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных

росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся художников-передвижников А. И. Корзухина и К. В. Лебедева. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ — «Распятие Христа» принадлежат

кисти академика живописи Алексея Ивановича Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К. В. Лебедевым. С Вознесенским собором связаны шесть дет работы. Лебедев заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора. Тридцать пять тысяч рублей, полученные художником за свой труд, обеспечили материальную независимость живописца.

Своеобразным продолжением работы над росписью Елецкого собора можно назвать обращение к иллюстрированию Библейских книг. Живописное осмысление Ветхозаветной и Новозаветной истории привело к созданию цикла иллюстраций, отлитографированных и изданных в начале XX в.

В 80-е гг. художник начинает серьезно заниматься иллюстрированием книг. Среди

первых известных работ — иллюстрации к некоторым рассказам из «Записок

охотника» И. С. Тургенева, выполненных в 1883—1884 гг. Исполненная с большим

мастерством и глубоким пониманием поэтичности прозы Тургенева эта серия

рисунков стала настолько интересной для читающей публики, что в 1884 г. она

была издана в виде отдельного альбома, обложку которого очень интересно оформил сам Лебедев. До сегодняшнего дня иллюстрации К. В. Лебедева к «Запискам охотника» остаются лучшими и непревзойденными и по технике исполнению, и по глубине пониманию образов, созданных И. С. Тургеневым.

Хорошо известно роскошное издание Н. И. Кутепова «Великокняжеская, Царская и

Императорская охота на Руси». Картины для этой книги писали И. Е. Репин, В.

Серов, А. Рябушкин, а также К. В. Лебедев. Второй том книги — «Царская охота» —

открывался фронтисписом работы К. В. Лебедева: «Выезд Царя Алексея Михайловича на соколиную охоту из Спасских ворот г. Москвы».

Глубокие познания в Отечественной истории и хорошее знание книжных традиций Древней Руси позволили К. В. Лебедеву талантливо проиллюстрировать целый ряд исторических произведений известного русского писателя П. Н. Полевого: это «Избранник Божий»,

«Отголоски старины», «Исторические рассказы и повести», пересказы новгородских былин и др.

В конце 90-х гг. он иллюстрирует и оформляет исторические произведения

Общедоступной библиотеки А. Д. Ступина. Лучшие работы в области книжного оформления с использованием своих познаний по истории орнаментации древнерусской рукописной и старопечатной книги были выполнены К. В. Лебедевым в начале XX века для двух издательств: Маркса и Девриена.

В 90-е гг. XIX в. К. В. Лебедев становится преподавателем, сначала в Московском

училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Высшем художественном училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). С 1896 по 1898 гг. он был профессором натурного класса Высшего Художественного училища при Академии. С 1906 г. Лебедев — Действительный член Академии художеств.

Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Незаконченной осталась его

картина «Иван Грозный».

Читать дальше

Работы художника
всего 5 работ
Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи
0
Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи
Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча
0
Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча
1889, 410×251 см
Пляска
0
Пляска
1900
Ночь на Ивана-Купалу
0
Ночь на Ивана-Купалу
К боярину с наветом
0
К боярину с наветом
1904, 122×89 см
Посмотреть все 5 работ художника