Регистрация
Сергей Васильевич Чехонин
Сергей
 Васильевич Чехонин
Россия 1878−1936
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

График, художник прикладного и монументально-декор. иск-ва. Род. на ст. Валдайка Валдайского у. Новгородской губ. (ныне ст. Лыкошино Бологовского р-на Твер. обл.). Учился в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва поощрения художников (1896−97) и школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (1897−1900). В 1902−07 занимался керамикой на Художественном гончарном з-де С. И. Мамонтова в Москве под рук. П. К. Ваулина, в 1907−14 — в мастерской «Гольдвейн и Ваулин» под Петербургом; в 1913−17 руководил уч-показательными мастерскими по финифтяному пр-ву в Ростове Ярославской губ. и Торжке. Ч. участвовал в оформлении гостинцы «Метрополь» в Москве (1902−07), исполнил майоликовые панно для церкви к 300-летию дома Романовых в Москве и лейб-гвардии Московского полка в Петербурге (1912−15), в 1905−07 публиковал сатирич. рисунки в ж. «Зритель», «Маска» и др. В 1917−20-е гг. — преподаватель Центрального уч-ща техн. рисования А. Л. Штиглица в Петрограде, в 1918−23 и 1925−27 — худ. рук. Гос. фарфорового з-да в Ленинграде, в 1923−25 — рук худ. части «Новгубфарфора» (Волховский фарфоро-фаянс. з-д). Ч. — один из создателей изделий из отеч. мат-лов, с новой тематикой и техникой росписи (т. н. агитационный фарфор), автор портретов М. Горького (1921), А. К. Глазунова (1922) и др., первых сов. гербов, печатей, плакатов; занимался книжной и журнальной графикой (ж. «Пламя», «Москва», изд-ва Ленгиз и Госиздат), оформлением спектаклей. Ч. -участник св. 50 рос. и зарубежных выставок (с 1908), в т. ч. в Лейпциге (1914), Берлине и Флоренции (1922), Нью-Йорке (1924), Париже (1925, 2 зол. медали) и др. С 1928 жил в Париже.

Сын машиниста Николаевской железной дороги, С. В. Чехонин с пятнадцати лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь — служил конторщиком, чертежником, кассиром на пароходной станции. Любовь к искусству привела его в Петербург, где он занимался в Рисовальной школе при ОПХ (1896−97) и школе М. К. Тенишевой (1897−1900), а кроме того, основательно изучал искусство керамики.

И начинал он свой творческий путь как художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных сооружений начала века (в частности, гостиницы «Метрополь» в Москве).

Ненасытная любознательность заставила его освоить некоторые другие декоративные ремесла — оформление интерьеров, роспись по фарфору, финифть, миниатюрную живопись, и все настолько основательно, что едва ли не в каждой из этих областей он сумел оставить заметный след.

Не довольствуясь достигнутым, Чехонин обратился к графике. Сначала он сотрудничал как карикатурист в сатирических журналах первой русской революции, потом занялся оформлением книг, и очень успешно: в 1910-х гг. он оказался одним из тех немногих мастеров, чье творчество определяло высокий уровень русского книжного искусства (обложки книг М. Моравской «Апельсиновые корки», 1914; С. Маковского и Н. Радлова «Современная русская графика», 1917, и др.). Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Чехонин, наряду с Д. И. Митрохиным и Г. И. Нарбутом, принадлежал к «младшему поколению» «мирискусников», поднявшему книжную графику на новую высоту. Виртуозный мастер, декоративист и эстет, он своим эффектным и утонченным стилем сумел ответить на запросы элитной части русского общества и стал популярным, даже модным.

Но парадоксальным образом Чехонин смог оказаться нужным и новому обществу, после того как разразилась социальная катастрофа 1917-го. Жизнь его была теперь еще насыщеннее. Он занимался общественной деятельностью, служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде (1918- 23 и 1925−27). Однако главным для него по-прежнему оставалось собственное творчество. Он заметно изменил свой стиль, привнеся в него динамичность и взволнованность. Этот новый стиль — «советский ампир» (по остроумному определению искусствоведа А. М. Эфроса) — Чехонин использовал во всем, что делал: в книжной и промышленной графике, эмблематике и в многочисленных росписях по фарфору, которые составили интереснейшую страницу в истории этого искусства.

Он снова оказался модным, его работы порождали массу подражаний, за ним следовали многие профессиональные художники, и сотни непрофессиональных оформителей тиражировали его находки по всей стране в бесчисленных лозунгах, транспарантах, заголовках газет и журналов и т. д. С новым чехонинским стилем стала прочно ассоциироваться революционная эпоха — драматичная, но еще способная пробуждать патетические чувства.

Эпоха миновала, и Чехонин покинул Россию (1928). Он жил во Франции и Германии, был все так же неутомим, много работал в театре, почти не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, зато отлично освоил декоративную роспись тканей, даже сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати по ткани. Умер он, по-видимому далеко не исчерпав своих удивительных возможностей.

Читать дальше

Лента
Сергей Васильевич Чехонин. Витязь
Витязь
Сергей Васильевич Чехонин
150×190 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 14 работ
Сергей Васильевич Чехонин. Обложка для книги А. Луначарского "Фауст и город"
0
Обложка для книги А. Луначарского "Фауст и город"
1918
Сергей Васильевич Чехонин. Портрет неизвестной
0
Портрет неизвестной
1921, 21×28 см
Сергей Васильевич Чехонин. Рекламный плакат книги А. Бенуа "История живописи всех времен и народов"
0
Рекламный плакат книги А. Бенуа "История живописи всех времен и народов"
1911
Сергей Васильевич Чехонин. Обложка книги Аверченко "Бенгальские огни"
0
Обложка книги Аверченко "Бенгальские огни"
1914
Сергей Васильевич Чехонин. Фронтиспис для журнала "Аполлон"
0
Фронтиспис для журнала "Аполлон"
1917
Сергей Васильевич Чехонин. Обложка художественного журнала "Жар-птица"
0
Обложка художественного журнала "Жар-птица"
1912, 30×30 см
Сергей Васильевич Чехонин. Обложка для "Моцарта и Сальери" А. Пушкина
0
Обложка для "Моцарта и Сальери" А. Пушкина
Сергей Васильевич Чехонин. Обложка для книги К. Бальмонта "Песня рабочего молота"
0
Обложка для книги К. Бальмонта "Песня рабочего молота"
1922
Сергей Васильевич Чехонин. Обложка журнала "Октябрь"
0
Обложка журнала "Октябрь"
1921, 22×30 см
Посмотреть все 14 работ художника
HELP