Регистрация
Давид Александрович Дубинский
Давид Александрович Дубинский
Давид
 Александрович Дубинский
Россия 1920−1960
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Творческий путь замечательного графика и иллюстратора Д. А. Дубинского пришелся на сложные для отечественного искусства годы. Художник не миновал трудностей и ошибок, характерных для многих иллюстраторов 1940−50-х гг., но его работы последних лет оставили яркий след в истории русской книжной графики. Детство и юность Дубинского прошли в Москве, куда в начале 1920-х гг. переехала его семья. В 1938−39 гг. он учится в рисовальной студии К. П. Чемко, его карикатуры печатаются в журнале «Крокодил». В 1940 г. Дубинский поступает в МГХИ, причем сразу на третий курс. Но учебу прерывает война, он участвует в ней как художник фронтовой газеты. В 1944 г. Дубинский становится художественным редактором Военно-Морского издательства в Москве, где выходят первые книги с его иллюстрациями. Интерес к карикатуре, к острому сатирическому рисованию определил и технику (тушь, перо), и весь строй ранней книжной графики Дубинского, а некоторые черты рисунков этого времени — экспрессия, острая характеристика образов — проявляются и в ряде его позднейших работ. Молодой художник возвращается к учебе в институте и в 1946 г. защищает дипломную работу — иллюстрации к роману Т. Готье «Капитан Фракасс». В них видна виртуозная техника рисовальщика, умение передать конкретную ситуацию, создать острохарактерный портрет, тонко отобразить детали быта. Дубинский остается верен выбранной ранее технике — перовому рисунку; в ней он выполняет затем иллюстрации к «Комедиям» К. Гольдони, «Гаврошу» В. Гюго (1946), «Истории Генри Эсмонда» и «Ярмарке тщеславия» У. М. Теккерея (1947), «Трагической истории доктора Фауста» К. Марло (1949). Во многих изданиях Дубинский соединяет легкий перовой рисунок со сплошными черными заливками тушью, — такой прием обостряет композиции иллюстраций и способствует более динамичному восприятию книги в целом. Рисунки этого времени экспрессивны, они концентрируют в себе наиболее острые, узловые ситуации. На рубеже 1940−50-х гг. Дубинский начинает работать в технике черной акварели, которая дает широкие возможности для создания тонально-пространственной иллюстрации, где изображение строится на тонких градациях полутонов. Дубинский последовательно, с глубокой достоверностью раскрывает сюжеты произведений А. П. Гайдара, С. П. Антонова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. Острые, гротескные работы первых лет уступают место иллюстрациям, отличающимся психологизмом и тонкой эмоциональностью. Художник стремится к отказу от повествовательной системы иллюстрирования, но при этом часто прибегает к повествовательно-изобразительной, создавая как бы самостоятельные графические листы. Серьезный успех принесла Дубинскому работа над изданиями повестей и рассказов, А П. Гайдара- «Чук и Гек» (1950), «РВС» (1951), «Дальние страны» (1953), «Голубая чашка» (1957). Совмещение трезвой простоты и романтического пафоса в его рисунках соответствует стилю произведений этого писателя. Значительное место в творчестве художника заняли также циклы иллюстраций к произведениям А. П. Чехова. В рисунках к повестям «Дом с мезонином» (1954) и «Человек в футляре» (1957), к «Пестрым рассказам» (1958) второстепенные, казалось бы, проходные эпизоды текста создают ощущение плавного течения жизни. Мастер стремится к передаче общего настроения, состояния героев через их окружение, активно показывая среду — пейзажи, интерьеры. Так, в иллюстрациях к «Дому с мезонином» природа вторит людям и их чувствам, а в рисунках к рассказу И. Ильфа и Е. Петрова «Тоня» (1958) художник, наоборот, противопоставляет холодное, отчужденное окружение образу главной героини произведения. Последние два года жизни Дубинский посвятил работе над большой серией иллюстраций к повести А. И. Куприна «Поединок», изданной уже после смерти художника (1962). В этом блестящем цикле психологическая напряженность действия усиливается цветом (иллюстрации выполнены темперой). Основной идеей этой и предыдущих работ стало трепетное изображение человеческого стремления к счастью. Той же идеей проникнуты и многие станковые графические произведение Дубинского, в частности серия «О любви».

Читать дальше

HELP