войти
опубликовать

Павел
Александрович Сведомский

Россия • 1849−1904

Биография и информация

Павел Александрович Сведомский (19 июня 1849, Санкт-Петербург — 9 сентября 1904, Давос, Швейцария) – русский художник-академист, мастер исторического жанра.

Особенности творчества художника Павла Сведомского: академист по образованию и основному творческому направлению, Павел Сведомский сознательно отвергал новейшие течения в изобразительном искусстве, массово возникшие в конце XIX века. Впрочем, и мастеров Ренессанса он тоже не любил. Большинство его работ было посвящено античным мифологическим сюжетам, что было вполне естественно – вся творческая жизнь Павла Александровича прошла преимущественно в Риме, а итальянцы всегда обожали салонное искусство. Сведомского знали и ценили за рубежом, в Италии и Франции, в США, в то время, как на родине предпочитали не замечать его устаревшего «слащавого академизма», хоть и отмечали бесспорное мастерство художника. Павел Третьяков высоко ценил творчество Павла Сведомского и приобрел для своей галереи картину «Медуза».

Известные картины художника Павла Сведомского: «Медуза», «Поцелуй», «Две римлянки с бубном и флейтой», росписи Владимирского собора в Киеве.

Творчество Павла Сведомского и его жизненный путь крепко переплетены с судьбой его брата Александра (1848 - 1911), который был лишь на год старше. Отец будущих художников, Александр Павлович Сведомский, был лесником в Пермской губернии. Дети родились в Санкт-Петербурге. После ранней кончины отца мать увезла детей в родовое имение Михайловский завод; она мечтала сделать из сыновей горных инженеров – в имении предполагались залежи железной руды. Дети же мечтали о кистях и красках, и, как вспоминал Павел Сведомский, первые свои краски они с братом попросту стянули в лавке города Сарапула, где их мать регулярно делала покупки. В наказание за проступок мать отправила сыновей вернуть коробку, однако владелец лавки не только не отругал будущих художников, но и подарил им новые краски и альбомы.

Все-таки братья поступили в Горный институт, однако через два года, после повторного замужества матери, вся семья переехала в Дюссельдорф, а Сведомские поступили в Дюссельдорфскую Академию художеств. Когда семья переехала в Мюнхен, братья стали посещать мастерскую знаменитого художника-реалиста Михая Мункачи, которого всю жизнь вспоминали с большой благодарностью и уважением. В 1873 году Павел получил звание Почетного вольного общинника от Императорской Академии художеств.

Достигнув совершеннолетия, братья отправились в путешествие по Европе, и в 1875 году оказались в Риме, где поселились навсегда. 2-3 летних месяца «добрейшие и милейшие художники Сведомские» проводили в родовом имении, остальное время наслаждались мягким итальянским климатом и работали над картинами в огромной мастерской, где и жили. Уголки Рима и его окрестностей то и дело появлялись на картинах Павла Сведомского, равно как и изящные итальянские натурщики, выходившие по утрам в исторических костюмах на Испанскую лестницу. По вечерам братья захаживали в знаменитое кафе Greco, и вскоре перезнакомились со всеми завсегдатаями.

В 1879 году за картину «Юлия в ссылке» Павел Александрович был награждён Академией художеств большой поощрительной медалью, а его картины «Москва горит» и «Дочь Камелии» были удостоены серебряной медали Академии художеств. В 1889 году Павел Сведомский был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже за картину «1793 год. Жакерия».

Приезжая на лето в свое имение Павел Александрович переключался на русские темы и продолжал работать. Здесь он написал картины «Бедная невеста», «Танец скифов», «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве. 1812 год», «Бородино», «Казнь Ермака» - последняя работа мастера.
Вскоре после приезда в Рим Сведомские познакомились и подружились с художником Вильгельмом Котарбинским, а когда тот заболел тифом – приняли в его судьбе живейшее участие. Некоторое время Котарбинский жил у Сведомских и работал в их мастерской. Когда несколько лет спустя Адриан Прахов пригласил Сведомских принять участие в росписях Владимирского собора в Киеве, братья порекомендовали Прахову своего друга Котарбинского. Втроем художники работали над многими сюжетами, выполнили 18 фресок и 84 фигуры святых. Там же, во Владимирском соборе, над росписями трудились Виктор ВаснецовМихаил Врубель и Михаил Нестеров. Работы велись на протяжении десяти лет.

«Соборяне» регулярно собирались в салоне Эмилии Праховой, горячо обсуждали работу и делали эскизы - зачастую прямо на скатерти. Как вспоминал историк и путешественник Владимир Дедлов, «Сведомский, когда пишет, работает. Котарбинский — мечтает». Адриан Прахов познакомил своих «подопечных» со многими богатыми киевлянами, в том числе и с семьей Терещенко, которые стали делать заказы на картины. Николай Адрианович Прахов вспоминал: «Когда, случалось, кто-нибудь спрашивал моего отца, почему он пригласил П. А. Сведомского, чья живопись так отличается от Васнецова, он отвечал: - Васнецов пишет иконы, а Сведомские картины, к которым молящимся разрешается стоять спиной во время службы. Вся средняя часть собора расписана Виктором Михайловичем, а Павлом Александровичем — боковые корабли. Они один другому не мешают и разница стилей не нарушает декоративную целость росписи стен собора».

Павел Александрович Сведомский потомков не оставил. Он скончался в Давосе, где лечился от горловой чахотки, и был похоронен в Риме на кладбище Монте Тестаччо.