Регистрация
Андрей Иванович Деньер
Россия 1820−1892
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Учился в Петербургской Академии художеств и должен был стать живописцем. Однако первые же самостоятельные занятия дагерротипией определили судьбу молодого художника. В 1849 году Деньер окончил Академию, а спустя два года в петербургском пассаже открылось «Дагерротипное заведение художника Деньера». Художник приложил к портретной фотографии знания, полученные в Академии. Дагерротипией Деньер занимался мало. Он быстро освоил процесс мокроколлодионной фотографии, и лишь по привычке ателье продолжало называться дагеротипным заведением.

На долю А. И. Деньера выпало решение трудной задачи — добиться признания светописи в кругу самых, казалось, непримиримых противников новоявленной соперницы искусств — своих товарищей и недавних учителей. Профессора Академии художеств резко отзывались о фотографии и не признавали ее даже подспорьем для живописцев. Виднейший академик Ф. А. Бруни, например, отказывался даже фотографироваться. Усилиями А. Деньера неприязненное поначалу отношение к фотографии с годами стало меняться к лучшему, его ателье стали посещать живописцы и графики.

А. Деньер не терпел грубой ретуши, применявшейся в ателье профессионалов, и поручал ретушь художникам. Ретушером его мастерской был знаменитый в будущем живописец-портретист И. Н. Крамской. А. Деньер поручал ему работу над самыми трудными портретами и группами. Молодой Крамской прослыл «богом ретуши».

Художники-ретушеры вносили оживление в работу фотографических мастерских: обсуждали формы композиции, вспоминая при этом опыт живописных портретов, интересовались поисками освещения при съемке. Опыт оказывался полезным и в живописи. Так, занимаясь ретушью, И. Крамской близко познакомился с возможностями передачи светотенью формы лица, тканей, костюмов, деталей обстановки.

А. Деньер был одним из первых в России репродукционеров картин живописи. И здесь он выступал художником с тонким вкусом. Можно допустить, что Деньер, сам художник, был и свидетелем, и участником бесед о направлениях в живописи. Ведь именно в эту пору, в 1863 году, группа выпускников, которым отказали в выборе свободной темы для конкурсной работы, покинули Академию художеств. Они во главе с И. Крамским объединились в «Петербургскую артель художников». Спустя пять лет, Крамской обдумывал план создания фотографического ателье при артели. Молодая русская светопись развивалась рядом с передовой реалистической живописью.

Ценя А. Деньера как портретиста, некоторые живописцы пользовались его снимками. И. Крамской писал часто заказные портреты с фотографий. О хорошем знании живописцем изобразительных возможностей светописи можно судить по многим его работам, например, по портрету скульптора М. Антокольского — в нем «фотографически» передана светотень.

Широко известен был фотопортрет Тараса Шевченко в шубе с меховыми отворотами и в барашковой шапке работы А. Деньера. Этот снимок считался настолько типичным по заключенному в нем образу, что И. Крамской написал с него портрет поэта для картинной галереи П. Третьякова. По мнению специалистов, и в фотопортрете И. Крамского Деньер достиг большего сходства, чем иные художники-живописцы, писавшие Ивана Николаевича.

«Вспомогательные листы» для будущих портретов заказывал Деньеру и живописец С. Зарянко. Зарянко посоветовал Деньеру создать такой способ съемки или печатания, чтобы получать снимки, обладающие меньшей резкостью контуров.

И до Деньера фотографы прибегали к разным приемам, чтобы получать желательную мягкость рисунка. Одни во время экспонирования слегка поворачивали фотообъектив со вставленной продолговатой диафрагмой, другие — саму диафрагму, третьи делали легкий щелчок по камере. Эффекты получались грубые. Деньер сначала довольствовался печатанием с негатива на сильном свету, положив негатив на бумагу не фотослоем, а обратной стороной. Зарянко был доволен, Деньер — нет. Он с годами усовершенствовал прием. Производил съемку на двух пластинах разной толщины и печатал снимок с обоих негативов разной плотности, что и создавало на отпечатке мягкость контуров. Этот прием особенно пригодился, когда стали печатать снимки большого размера. Он смягчал «протокольную резкость» в портретах, которая вызывала много нападок на светопись. Прием получил название «способ Деньера».

В 1865 году, когда не было еще фототипного и цинкографского способов воспроизведения снимков в полиграфии, А. Деньер предпринял издание альбома фотографических портретов «известных лиц в России». Вышло двенадцать выпусков альбома. Каждый — изящное фотографическое издание, несколько напоминающее семейный альбом визитных карточек. Немало листов отдано портретам писателей. Помещены портреты путешественников, ученых, врачей, артистов.

А. Деньер выступал экспертом на русских и международных фотовыставках. В его ателье проводили опыты фотографы, искатели нового в технике фотографирования. Он же одним первым начал вести съемки этнографических сцен в павильоне, был одним из первых фотографов России, показавших свои на международных выставках.

А. Деньер активно поддерживал все новое и творческое в фотографии, ставшей делом его жизни.

Читать дальше
Работы понравились
Пётр Овченков
Bohdana Kramar

Лента
Андрей Иванович Деньер. Портрет Тараса Григорьевича Шевченко
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 1 работа
Андрей Иванович Деньер. Портрет Тараса Григорьевича Шевченко
4
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко
1859
Посмотреть все 1 работу художника
HELP