войти
опубликовать

Ольга
Людвиговна Делла-Вос-Кардовская

Россия • 1875−1952

Живописец. Жена Д.Кардовского. Окончила петерб. АХ (1899), ученица В.Савицкого и И.Репина. В 1899-1901 жила в Мюнхене, в 1902-18 и после 1945 – в Петербурге - Ленинграде (1902-18 и после 1945), в 1923-41 - в Москве. Участница выставок с 1896. Член "Нового об-ва художников" (1903-17). Портреты, пейзажи, тематические картины "Прозрачная тишина" (1906), «Портрет Анны Ахматовой» (1914), «За книгой» (1917), «Портрет В.Фигнер» (1930), «К.Е.Ворошилов обучает работниц стрельбе» (1931), «Снопы» (1933), «В.Качалов за гримом» (1937) и др. работы.

(1875, Чернигов - 1952, Ле­нинград)

 

Вошла в историю русско­го искусства как одна из пер­вых художниц, представлен­ных к званию академика на­ряду с А.П. Остроумовой-Ле­бедевой и З.Е. Серебряковой. Первое художественное образование она получила в харьковской студии профессора Шрейдера — мастера ре­алистического пейзажа (1891 -1894). В 1894 Делла-Вос поступила в Академию художеств (1894— 1899), где занималась в мас­терской И.Е. Репина. В 1897 она дебютировала на выстав­ке Общества поощрения худо­жеств «Опыты художествен­ного творчества (эскизов) русских и иностранных ху­дожников и учеников» с эски­зами к полотну «ЖАННА ДАРК». После окончания Академии она вышла замуж за из­вестного художника графика Д.Н. Кардовского, и два года про­вела с супругом в Мюнхене. Под влиянием Кардовского она обращается к иллюстрации. Первыми работами на новом этапе стали иллюстрации к рассказам А.П. Чехова «Спать хочется» и «Черный монах», выполненные в 1903 уже в Петербурге. Наиболее плодотворным для творчества Делла-Вос-Кардовской стал период 1906-1907. Она выступила уже как са­мостоятельный сложившийся мастер с полотнами «ДЕ­ВУШКА С ЛЕЙКОЙ», «ПРАЧКА» и «ДЕВОЧКА С ВАСИЛЬКАМИ» на выстав­ках Нового общества и мос­ковского Союза художников. Эти произведения отличает свежесть восприятия незатей­ливого мотива, в котором ху­дожница умела находить оча­рование. В этот же период Делла-Вос-Кардовская ей были близки мастера «Мира искусства». Она не участвовала в выставках объединения, но их влияние сказалось в обращении к видам дворцовой ар­хитектуры Царского Села и Павловска («СРЕДИ ЗЕЛЕ­НИ», «ФАСАД ЕКАТЕРИ­НИНСКОГО ДВОРЦА», «ВОЛЬЕР В ПАВЛОВ­СКЕ»). С 1903 художница со­вмещала творческую и педа­гогическую деятельность. До 1910 Делла-Вос-Кардовская руководила собственной шко­лой-студией в Царском Селе, а после Октябрьской револю­ции открыла бесплатную школу в Переславле-Залеском. В 1912 она побывала в Швейцарии, где создала цикл пейзажей, в которых нашло отражение ее недолгое увле­чение искусством П. Сезанна. После революции Делла-Вос-Кардовская вновь обратилась к реалистическому пейзажу («ХОЛМЫ ПОД ПЕРЕСЛАВЛЕМ», 1926), но наиболее ярко талант художницы про­явился в портретах. Она рабо­тала в этом жанре и ранее, но писала преимущественно сво­их близких («ПОРТРЕТ Д.Н. КАРДОВСКОГО», 1913; «ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ»; «АВ­ТОПОРТРЕТ»). Позднее художница исполняла портре­ты видных деятелей отечественной культуры и науки.

Перейти к биографии