войти
опубликовать

Эскиз костюма Королевы Марса к фильму «Аэлита» по роману Алексея Толстого

Александра Александровна Экстер • Графика, 1924, 68×46 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Графика
Стиль: Артдеко
Техника: Гуашь, Тушь, Перо
Материалы: Бумага
Дата создания: 1924
Размер: 68×46 см
Работа в подборках: 7 подборок

Описание работы «Эскиз костюма Королевы Марса к фильму «Аэлита» по роману Алексея Толстого»

Эскиз костюма Аэлиты вместе с серией театральных эскизов коллекционер Никита Лобанов-Ростовский приобрел у наследника и ученика художницы Симона Лиссима по цене 30 долларов за работу с рассрочкой в два года. Сегодня каждый эскиз оценивается в 100-150 тысяч долларов, а картины Александры Экстер продаются за миллионы долларов (в частности, «Пикник на пляже» в 2006 году на аукционе Christie's ушел за 1,3 миллиона долларов).

Александра Экстер завещала большую часть своих работ Лиссиму – это русский еврей (Семен Михайлович Лиссим), знакомый художнице еще по Киеву. В Париже он учился у нее. Перед оккупацией Франции Лиссим эмигрировал в США, а передачи от него помогли Александре Экстер выжить в голодные военные годы. Получив наследство, Симон Лиссим немало сделал для того, чтобы картины Экстер заняли свое место в музеях мира. Некоторые из работ он просто дарил музеям или отдавал за бесценок – ради того, чтобы о блиставшей в начале века художнице снова вспомнили.

На бумаге костюмы к «Аэлите» режиссера Якова Протазанова казались несуразными, но на экране они поражали воображение. Привыкшая работать в театре, Экстер вынуждена была избавляться от барьера между зрителем и актером, создаваемого занавесом. В этом помогла динамичность кинематографа. Созданные ею костюмы кажутся воплощением движения, их невозможно представить в статике. Для Александры Экстер, ставившей во главу угла цвет, задача сделать костюмы для черно-белого кино представлялось особенно непростой. Именно внесение движения в костюмы позволило ее решить.

Фильм с двойной любовной линией, неприукрашенной советской действительностью, поиском идеала в других мирах, поиском любви и готовностью пересечь ради нее космос, с невозможностью счастья даже на расстоянии многих световых лет – и есть создание пространственного и временного тоннеля, устремленности «отсюда туда», которую искусно воплотила в своих костюмах Александра Экстер.

Ассиметричный костюм Аэлиты представляет собой движение в чистом виде, несет явный отголосок иного, непривычного уклада. В этом платье можно двигаться, но для покоя оно точно не предназначено, с ним героине и не пришлось встретиться. Словно молния, промелькнет Аэлита в жизни советского инженера, и исчезнет вместе с пробуждением его ото сна.

На Венецианскую биеннале в 1924 году Александра Экстер привезла в том числе эскизы костюмов к фильму, и они имели оглушительный успех. В СССР художница более не вернулась, оставшись после биеннале в Европе, хотя официально эмигранткой тоже не стала, и всю жизнь прожила с советским паспортом.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии