войти
опубликовать

Александра
Александровна Экстер

Украина • 1882−1949

Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. Кто-то уверен, что художница давно мечтала выехать, другие считают, что причиной отъезда стал разрыв с Таировым. И действительно, создать декорации, которые затмили и режиссерский талант Александра Таирова, и актерский Алисы Коонен, – не каждому под силу. Красивая, изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. Проблемы пришли позже.

В счастливом круговороте

Александра Григорович считала себя киевлянкой, хотя родилась в Белостоке Гродненской губернии. Еще ребенком она оказалась в Киеве – семейный переезд был связан с работой отца, финансиста. Девушка окончила Киевскую министерскую женскую гимназию и поступила в Киевскую рисовальную школу, а после – в Киевское художественное училище. Юная художница была не в ладах со строгими канонами академизма, но умение строить по ним рисунок и создавать композицию освоила отлично. В Киеве Александра познакомилась с такими значимыми фигурами авангарда как Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов, Александр Богомазов, Николай Кульбин.

В 1905 Ася Григорович сменила фамилию – она вышла замуж за своего двоюродного брата, успешного адвоката Николая Экстера. Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Тот сразу распознал большой талант Александры и в меру своих сил способствовал тому, чтобы о ней узнали, в частности, познакомил ее с Василием Кандинским, Габриэль Мюнтер, Францем Марком. В те годы Александра работает в неоимпрессионистическом стиле, также не обходит вниманием фовизм.

Вплоть до начала Первой мировой войны она путешествует, надолго нигде не задерживаясь – Германия, Италия, Швейцария, Париж, Киев, Одесса, Москва, Петербург. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. Дружба с Робером и Соней Делоне обогащает ее возможности во всех смыслах: она трактует по-своему открытый Робером орфизм и через супругов Делоне сводит знакомство со знаменитыми галеристами Вильгельмом Уде и Гервартом Вальденом.

В ее картинах того периода исследователи отмечают особую легкость, свет, воздух – и уже очевидное пренебрежение деталями. Любой сюжет – не повод рассказать историю об изображенном, а возможность проявить буйство цвета, красочный колорит.

В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. Последний потряс ее до глубины души. Кубизм в трактовке Экстер – не раскладывание предмета на простейшие формы, а напротив, обобщение изображения, своего рода чистая геометрическая гармония без отвлечения на сюжет. Вскоре художница сходится с итальянскими футуристами, а с Арденго Соффичи у нее случится яркий, но непродолжительный роман. При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. Кажется, ни одна значимая отечественная авангардистская выставка тех лет не обошлась без нее.

Экстер близко сдружилась с Казимиром Малевичем, увлеклась идеями супрематизма, причем в ее реализации они зачастую казались более привлекательными как зрителям, так и критикам, чем в сухой манере Малевича. По слухам, Ася Экстер была единственным человеком, которого тот допускал в свою мастерскую.

Таиров и театр в жизни Александры Экстер

С 1916 года начинается важнейший этап в жизни Экстер – сотрудничество с театром. Как гениального декоратора ее открывает Александр Таиров. Познакомила их Наталья Гончарова, и Таиров рассказывал на следующий день своей актрисе, музе и жене Алисе Коонен: «Я провел ночь с замечательной женщиной!». Они с Экстер присели «выпить чаю», а когда забрезжил рассвет, обнаружили, что план работ над спектаклем «Фамира Кифаред» готов!

Сценографию Экстер именовали «театральной революцией». Новаторство заключалось, в первую очередь, в том, что она сделала основной осью декораций свет и ввела вертикальные конструкции. 

В 1918 году от холеры умер Николай Экстер. У художницы возник конфликт со свекром, который не отдал картины и вообще не впустил ее в дом. Александра Экстер внезапно оказалась без средств к существованию, без жилья и даже без собственных картин. Чтобы справиться с утратами, она много работает, в том числе открывает мастерскую декоративного искусства, в которой учит премудростям театральной и оформительской деятельности.

Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы, и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам. В Витебске заборы раскрашивал Марк Шагал, в Москве старался Аристарх Лентулов, а Александра Экстер внесла свой вклад в празднование годовщины революции на одесских и киевских улицах.

В эти годы они с Таировым снова планируют совместную работу, а Ася Экстер еще и просто скучает по этому гениальному интересному человеку, прочно вошедшему в ее жизнь. Из ее письма: «Напишите мне, мой дорогой, о себе немного больше. Ведь нельзя же вспоминать обо мне только в связи с театром. Неужели Вы уже совсем меня не любите просто так, ведь Вас я где-то глубоко очень люблю...». Было ли это чем-то большим, чем сотрудничество? Точно можно сказать лишь о том, что место главной женщины в жизни Таирова отдано другой – Алисе Коонен, потому и пишет он Асе лишь о театре…

В 1920 году Александра Экстер переехала в Москву и второй раз вышла замуж. Ее мужем стал Георгий Некрасов, актер театра Константина Незлобина. Он казался слишком простоватым рядом с по-прежнему «насквозь французской» Экстер, но обожал ее и очень заботливо к ней относился. В следующем году декорации Александры Экстер к спектаклю Таирова «Ромео и Джульетта» ждет оглушительный успех. Не спектакль, нет – он как раз получит массу негативных отзывов, успех именно у декораций и костюмов (1, 2).

Абрам Эфрос назвал Александру Экстер главным виновником провала спектакля: «Так получилось не потому, что декорации оказались плохи – этого не могло быть, их делала Экстер! – а наоборот, потому, что они были слишком хороши, вернее, роскошны... Таиров вызвал духов, с которыми не справился. Самым могущественным из них была Экстер».

Ни сам Александр Таиров, ни Алиса Коонен не готовы были такое принять. Больше Таиров с Экстер не сотрудничал. Для нее эта ситуация была очень болезненной. Тем не менее, 1923 годом датирована одна из удачнейших ее работ – костюмы к знаменитому фильму «Аэлита» по одноименному роману Алексея Толстого. 

Не эмиграция и прощание с чередой удач

В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. Оттуда они более не вернутся. Не эмигрировали, нет, просто остались. Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. За границей Александра Экстер продолжает работать. Дягилев помог с переездом в Париж, Фернан Леже сразу же пригласил к себе в школу преподавателем. Она активно участвует в художественном процессе в Париже, продолжает театральную деятельность, ее декорации даже пересекают океан и выставляются в Нью-Йорке.

Коллекционеры очень ценят марионеток, которых Экстер создавала в конце 20-х- начале 30-х годов, большинство из них делалось в единственном экземпляре. В начале 40-х Александра Экстер работает над уникальными рукописными книгами.

Но легкая, успешная жизнь, череда удовольствий и удач явно остались позади. В войну художница влачит полуголодное существование. В 1947 году не стало второго мужа, сама же она продержалась после него меньше года. Ее ученик, друг и наследник Симон Лиссим немало сделал для того, чтобы блиставшую в начале века Александру Экстер вспомнили снова.


Автор: Алена Эсаулова

Перейти к биографии