войти
опубликовать

Франческо
Солимена

Италия • 1657−1747

СОЛИМЕНА (Solimena) Франческо (1657-1747) - итальянский живописец позднего барокко. Жил и работал в Неаполе. Росписи церквей Неаполя (Сан Паоло Маджоре, Джезу Нуово, Сан Доменико Маджоре).

СОЛИМЕНА, Франческо (Solimena, Francesco), прозв. "Аббат Чиччо" ("Abbate Ciccio") - 1657, Канале ди Серино, Авеллино, — 1747, Барра ди Наполи. Итальянский живописец неаполитанской школы. Один из крупнейших мастеров позднего барокко. Учился у отца Анджело Солимены, с которым поначалу работал и, возможно, у Ф. Де Мария в Неаполе. От последнего унаследовал интерес к живописи Доменикино, работы которого были в Неаполе. На формирование Солимены оказала влияние также живопись Луки Джордано, Маттио Прети, Джованни Ланфранко, у которых он усвоил приемы барочной живописи. Первые работы были исполнены вместе с отцом (Пьета, 1678, Ночера Суперьоре, церковь Сан Бартоломео; Мадонна с Младенцем между св. Петром и св. Павлом, 1684, Неаполь, церковь Сан Никколо алла Карита и др.). Подражание караваджистским приемам Луки Джордано проявилось в одной из первых самостоятельных работ Солимены — во фресковых росписях церкви Санта Мария донна Реджина (Св. Франциск получает символы священства в присутствии Отца Всевышнего, 1691—1693). Однако в изображении переживаний персонажей ощутима более глубокая эмоциональная трактовка, чем у Джордано, склонного к более поверхностному толкованию религиозных сюжетов.

Первыми крупными работами художника были Падение св. Симона Мага и Обращение Павла (обе — ок. 1690, Неаполь, церковь Сан Паоло Маджоре). Среди сложных многоэтажных архитектурных сооружений, уводящих взгляд смотрящего далеко ввысь, парят маленькие фигурки святых и ангелов. В отличие от Луки Джордано Солимена будет часто вводить подобные иллюзорные перспективные постройки. Взметнувшиеся в бурном движении фигуры рождают, однако, в большей степени ощущение чувственного праздничного духа, предвосхищая изящные светские аллегории рококо. Караваджистский прием сложной и интенсивной игры пятен света и тени привносит, напротив, эмоциональную напряженность в композиции алтарных картин (Видение св. Григория Великого, 1680-е, Солофра <Авеллино>, церковь Сан Доменико; Мучение св. Джустиниани, Неаполь, церковь Сан Паоло Маджоре). Уже в этих ранних работах Франческо Солимена проявляет свой незаурядный живописный талант и умение по-своему интерпретировать манеру и приемы интересующих его мастеров.

После посещения Солименой Рима (ок. 1700), знакомства с искусством К. Маратти в его живописи усиливается рассудочность и классицистические черты. Солимена приобретает большую известность, исполняя заказы для дворов Франции, Испании, Австрии, Португалии. В Италии его приглашают для работы в Турин (Св. Бонавентура получает от Мадонны реликвию Сан Сеполькро, 1712, Турин, собор), но он остается верным Неаполю, где продолжает работать, выполняя, однако, и другие важные заказы. В этом ему помогают ученики, воспитанные в созданной художником "Академии" ("Accademia Solimenesca"), такие как С. Конка, К. Джакуинто, Ф. де Мура, Дж. Бонито и др. Этапными работами в Неаполе стали росписи плафона и фреска Изгнание Элиодора из храма (1725, Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), а также роспись капеллы Св. Анны в церкви Джезу Нуово (эскиз — Париж, Лувр), в которых сказались черты поздней манеры художника: менее тонкий колорит; усилившийся рационализм композиционного и живописного решения, несмотря на бравурный мазок; некоторая застылость поз и жестов в изображении маленьких фигур святых, парящих среди мощных архитектурных сооружений. В подобной манере, по-видимому, были исполнены и росписи плафонов зала Сената в Генуе (1715—1717, не сохранилась), к которым имеются два эскиза — Мучение св. Джустиниани (Нац. музей и галереи Каподимонте), Прибытие праха Иоанна Крестителя (Генуя, собрание Де Феррари). И наряду с этими декоративными работами, в которых сказалось усиление классицистических черт, художник создает ряд станковых полотен (Похищение Орейтии, Рим, галерея Спада; Ревекка и Элиазар, Вена, Академия художеств), в которых сцены переданы с рокайльным изяществом.

Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. По его инициативе в 1704 в Болонье (в 1733 — в Неаполе) был издан Словарь итальянских живописцев П. А. Орланди, а в 1742 — труд Б. Де Доменичи

Современники по-разному оценивали его искусство. "Его манера безвкусна, и в его композициях нет талантливого замысла", — писал в 1739 Шарль де Бросс. Автор труда о мастерах Неаполя Б. Де Доменичи назвал его искусство "олицетворением стиля Бурбонов" (1742). Высоко ценились современниками портреты кисти Солимены. В его полотнах (Мужской портрет, Венеция, собрание Сонино), Мужской портрет (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) подчеркнут аристократизм портретируемых. Портреты барочные по своему образному строю, о чем свидетельствуют величавость поз, элегантность пышных одежд, изображение моделей на фоне торжественных занавесов в кабинетах, сквозь окна которых виден родовой замок: Портрет Филиппа V Бурбона Испанского (Казерта, Королевский дворец), Портрет неаполитанской знатной дамы (Лондон, галерея Хезлит). Светской утонченностью наделены портретные образы в картине Граф Альтан преклоняет колени перед австрийским императором Карлом VI (Вена, Музей истории искусств). Среди этих работ выделяется автопортрет Солимены (ок. 1715—1720, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), в котором художник стремится подчеркнуть интеллектуальный характер творчества живописца, особенности его ремесла, изобразив себя в мастерской за мольбертом, рядом с созданными им холстами.

Имел почетный орден — орден Калатравы и титул знатности "Cavalier Calabrese nobilitato". Творчество Солимены оказало большое влияние на его учеников, работавших в 1-й пол. XVIII в. в Риме, многие мастера изучали его живопись, с его произведений исполнялись гравюры.

Перейти к биографии