• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Симон Федорович Ушаков
Россия 1626−1686
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Ушаков происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца.

С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почёте.

Ушаков Симон Фёдорович (1626−26 ИН 1688) — выдающийся художник-новатор, создавший целую школу реалистического направления в русской иконописи XVII в., теоретик искусства. Он был выходцем из посадских людей. В 1648—1664 Ушаков С. Ф. работал «знаменщиком» (рисовальщиком, т. е. создавал рисунки для церковной и царской утвари, ювелирных изделий, расписывал знамёна) Серебряной палаты Оружейного приказа (затем — Оружейной палаты) Московского Кремля, живописцем Оружейной палаты, а с 1664 — руководителем её иконописной мастерской.

Ушаков С.Ф. писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил работами по обновлению икон и наружных фресок Успенского собора (1660) в Московском Кремле и др.храмов. Чётко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения привела к серьёзным переменам в понимании и трактовке иконописного образа. Особенно отчётливо эти новшества выразились именно в деятельности мастеров Оружейной палаты. Возникшая при государевом дворе ещё в н. XVII в. как хранилище оружия, она уже в с. столетия превратилась в большую художественную мастерскую, куда стекались лучшие иконописцы из разных городов Руси, где рядом с ними работали приглашённые иноземные мастера.

Здесь выполнялся огромный объём работ, начиная от росписи храмов и жилых помещений Кремля и кончая украшением знамён, карет, различных бытовых предметов. В Оружейной палате более двадцати лет и трудился Ушаков С. Ф. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывал стены храмов, писал иконы и миниатюры, чертил карты, делает рисунки для знамён, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравировал. Много писал по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.

Он часто писал изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя своё умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. В иконе «Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)», написанной в 1668, он изображал царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты. В изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использовал принципы линейной перспективы. В качестве образца для фонов икон художник порой пользовался западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы «Троица» (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе «Пир у Симона-фарисея». Что же касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остался в рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий его искусству, нашёл аналогии в творчестве позднегреческих иконописцев — таких, напр., как Эммануил Тзанес.) В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков С. Ф. часто подписывал свои произведения, сообщая дату написания образа и своё имя. В 1664—1686 он работал жалованным изографом Оружейной палаты. Сведения о «роде иконописца Симона Федорова сына Ушакова» содержатся в рукописном синодике московской церкви Грузинской Богоматери. Из дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в Третьяковской галерее и Государственной Русском музее. Среди них — повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди — «Отечество», «Семь смертных грехов»; гравюры к «Житию Варлаама и Иоасафа», к «Псалтыри Симеона Полоцкого». В истории русской живописи второй пол. XVII в. Ушаков С. Ф. остался как художник-реформатор. В своих произведениях он стремился, пр. всего, к реалистической передаче человеческого лица. Используя традиционные иконописные приёмы, он, в то же время, при помощи светотеневой моделировки формы добивался объёмности ликов, впечатления, что на картине изображен живой человек. Он уподоблял живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы. Ушаков С. Ф. считал, что искусство обладает большой силой воздействия, служит познанию красоты и духовности. Реалистические искания, проблему жизненного правдоподобия персонажей в произведениях иконописи художник изложил в своём трактате о живописи. Среди наиболее известных работ Ушакова С. Ф.: иконы «Великий Архиерей» (1656−1657), «Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства — Похвала Богоматери Владимирской)» (1668), «Троица» (1671), «Спас Нерукотворный» (1678), «Насаждение древа государства Российского» и др.

Читать дальше