• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Николай Иванович Кульбин
Россия 1868−1917
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Трудно представить себе художественную жизнь русского авангарда 1910-х гг. без кипучей деятельности, идей и творчества И. И. Кульбина, ее вдохновителя, теоретика и организатора. Примечательна сама судьба этого талантливого человека. Когда действительный статский советник, приват-доцент, военный врач Генерального штаба русской армии впервые участвовал в художественной выставке («Основные течения в искусстве», Петербург, 1908), ему было сорок лет, и никакого специального образования в области искусства он не имел. Но он был в авангарде современной ему науки (исследователь рентгеновских лучей, автор ряда научных трудов, учебников, изобретений) и обладал универсальным синтезирующим складом мышления. Идеи философской мысли начала XX в. о единстве целей науки и искусства, о действии в каждой малой частице мироздания единых законов Вселенной, будь то царство минералов, растений, животных или общество людей, область человеческих мыслей и творчества, были и идеями Кульбина, поэтому он столь стремительно и органично занял место одного из лидеров в новом искусстве. За несколько лет он успел организовать в Петербурге группу «Треугольник» (1908), пригласить в Россию известного итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти (1914), открыть несколько выставок (не только современного искусства, но и ретроспективных), освоить технику литографии и выступить в качестве иллюстратора книги и художника театра, прочитать ряд лекций на стыке науки, литературы, музыки и теории искусства (на самом высоком и передовом уровне в любом из этих направлений), написать несколько статей для русских журналов об искусстве, в которых были сформулированы положения, ставшие программными для лучизма М. Ф. Ларионова, абстракционизма В. В. Кандинского, примитивизма и других художественных платформ. Старания Кульбина-теоретика были направлены к цели «динамического развития вселенной» — созданию живой теории, основанной на данных точных наук и позволяющей человеку, который и сам является «клеточкой тела живой земли», как откровение читать книгу Вселенной, пробуждая в себе поэта, становясь постепенно «цветом земли» — существом «любящим, мыслящим и желающим». В собственном творчестве Кульбин пытался воплотить формообразующие «энергии», выявить суть импульса динамического роста, присутствующего в том или ином предмете, человеке, событии. Ассимилируя опыт импрессионистов и В. Ван Гога, М. А. Врубеля, фовистов, обращаясь к иконе и первобытному искусству, Кульбин создавал произведения разных жанров: пейзаж «Морской вид» (1916−17), композицию «Страшный Суд» (1910), портрет-олицетворение «Солнце» (1911), портреты поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, художников Д. Д. Бурлюка, С. Ю. Судейкина, деятелей театра Н. Н. Еврейнова и А. А. Мгеброва. Художник, смотревший всегда вперед, устремленный к новому, к открытиям, Кульбин никогда не занимался «ниспровергательством» художественных ценностей прошлого. Каждая строчка, им написанная, свидетельствует о взглядах человека «любящего и мыслящего». И важно, что именно он выполнял миссию самосознания русского авангарда в момент его рождения и роста.

Читать дальше

Работы художника
всего 2 работы
Портрет Д. Д. Бурлюка
0
Портрет Д. Д. Бурлюка
1913
Река Славянка
0
Река Славянка
Посмотреть все 2 работы художника