• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Сергей Юрьевич Судейкин
Россия 1882−1946
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы». Родился в Петербурге 7 (19) марта 1882 в семье жандармского полковника Г. П. Судейкина, убитого через год народовольцами. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897−1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ «непристойного содержания». В 1909 поступил в петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской Д. Н. Кардовского (до 1911). Был одним из организаторов выставки «Голубая роза» (1907), а также одним из членов-учредителей возрожденного «Мира искусства» (1910). Помещал графику в журналах «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Жил в Петербурге, часто наезжал в Москву.

В отличие от большинства других «голуборозовцев», Судейкин (не без влияния своего друга К.А.Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины» (Гулянье, 1906, Третьяковская галерея; В парке, 1907; Балет, 1910; обе работы — в Русском музее; серия собственно лубков Масленичные герои, середина 1910-х годов). Эти красочные, почти что кукольные мини-спектакли с подчеркнуто «ненастоящими» фигурками и антуражем стали связующим звеном между его живописью и сценографией. Активно работал в театре, начиная с оперной антрепризы С. И. Мамонтова в московском «Эрмитаже» (конец 1890-х годов). Оформил совместно с Н. Н. Сапуновым Смерть Тентажиля М. Метерлинка в постановке В. Э. Мейерхольда (студия на Поварской, 1905). Сотрудничал также с театрами: В. Ф. Комиссаржевской, Новым Драматическим, Малым и Камерным. В 1912—1913 принял участие в «Русских сезонах» С. П. Дягилева. Выступал и как иллюстратор, в частности, книг особенно творчески-близкого ему М. А. Кузмина (Куранты любви, 1912; и др.). В 1911 стал одним из устроителей и декораторов артистического кабаре «Бродячая собака».

В 1917 уехал в Крым, а затем — в Тифлис (1919), где также оформлял литературные кафе («Химериони» и «Ладья аргонавтов»). В 1920 переехал из Батума в Марсель. Был сценографом кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева в Париже. Вместе с этой труппой прибыл на гастроли в США (1922) и обосновался в Нью-Йорке. Участвовал как художник во многих спектаклях (постановки театра «Метрополитен-опера», Л. Ф. Мясина, М. М. Фокина, Дж. Баланчина и т. д.), плодотворно развивая традиции «живописного театра» модерна. Постоянно показывал на выставках и новые станковые вещи.

Умер Судейкин в Найаке (шт. Нью-Йорк) 12 августа 1946.

С. Ю. Судейкин родился в семье жандармского полковника. В 1897 г. он поступил в МУЖВЗ, однако в 1902 г. был отчислен за показанные на ученической выставке работы «непристойного содержания».

Уже первые самостоятельные работы Су-дейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка «Смерть Тентажи-ля» (1903), сотрудничал с журналом «Весы», участвовал в выставках «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907), «Венок- Стефанос» (1908).

В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую А. Х. В это время у художника завязались творческие отношения с А. Н. Бенуа, а через него и с другими «мирискусниками». В 1911 г. он стал членом объединения «Мир искусства». Тесная дружба связывала его с К. А. Сомовым. Во многом от сомовских «маркиз» отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. «Пастораль» (1905), «Сад Арлекина», «Венеция» (обе 1907), «Северный поэт» (1909), «Восточная сказка» (начало 1910-х) — характерны уже сами названия картин Судейкина. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации. Его натюрморты — «Саксонские фигурки» (1911), «Цветы и фарфор» (начало 1910-х) и др. — при всей их близости к натюрмортам А. Я. Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье («Балетная пастораль», «Гулянье», обе 1906; «Карусель», 1910; «Петрушка», 1915; серия лубков «Масленичные герои», середина 1910-х, и др.).

Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре «Эрмитаж» С. И. Мамонтов. В 1905 г. Судейкин совместно с Н. Н. Сапуновым оформил «Смерть Тентажиля» в постановке В. Э. Мейерхольда для Театра-студии на Поварской; в 1906 г. — драму М. Метерлинка «Сестра Беатриса» в Театре В. Ф. Ко-миссаржевской в Петербурге. В 1911 г. он работал над балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и комической оперой М. А. Кузмина «Забава дев», поставленной там же; в 1912 г. вместе с А. Я, Таировым — над пьесой «Изнанка жизни» X. Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. В 1913 г. Судейкин участвовал в «Русских сезонах» в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам «Красная маска» Н. Н. Черепнина и «Трагедия Саломеи» Ф. Шмидта.

В 1910-х гг. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет книги стихов своего друга поэта М. А. Кузмина — «Куранты любви» (1910), «Осенние озера» (1912); участвует в постановках «Башенного театра» в доме поэта В. И. Иванова; в 1910- 11 гг. помогает В. Э. Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911 г. расписывает стены кабаре «Бродячая собака», в 1915-м создает декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов».

В 1917 г. Судейкин переехал в Крым, а затем, в 1919-м, — в Тифлис, где он вместе с грузинскими художниками расписал кабачок «Химериони». В 1920 г. художник уехал в Париж.

Главные работы Судейкина, выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам. Художник сотрудничал с Н. Ф. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре «Летучая мышь», с «Русской оперой» М. Н. Кузнецовой, с театром «Аполло»; для балетной труппы А. П. Павловой оформил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского и «Фею кукол» И. Байера. Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской «Метрополитен-опера», где оформил балеты И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1924), «Соловей» (1925), «Свадебка» (1929); оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1929), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1930) и др. Сотрудничал также с труппами Дж. Балан-чина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму «Воскресение» (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934−35).

Последние годы жизни тяжело больной художник провел в нужде. Его творческие силы были исчерпаны.

Читать дальше
Работы понравились
Galina Rosca

Лента
Сергей Юрьевич Судейкин. Натюрморт. Цветы и статуэтка
Сергей Юрьевич Судейкин. Цветы в глиняной вазе
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 27 работ
Портрет Н. И. Кульбина. Шарж
0
Портрет Н. И. Кульбина. Шарж
1912
Гуляние
0
Гуляние
1906, 48×34 см
Натюрморт с фарфоровыми фигурками и розами
1
Натюрморт с фарфоровыми фигурками и розами
1909, 53×44 см
Саксонские фигурки
0
Саксонские фигурки
1911, 71×58 см
Виньетка для журнала "Весы"
0
Виньетка для журнала "Весы"
1907, 17×16 см
Пастораль
0
Пастораль
1906, 47×39 см
У Олимпии. Эскиз декорации к "Сказкам Гофмана" Ж. Оффенбаха
0
У Олимпии. Эскиз декорации к "Сказкам Гофмана" Ж. Оффенбаха
1915, 73×54 см
Веницианские куклы. Фрагмент
0
Веницианские куклы. Фрагмент
1910, 31×40 см
Масленичный Петрушка
0
Масленичный Петрушка
25×36 см
Посмотреть все 27 работ художника