войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Сергей
Васильевич Герасимов

Россия • 1885−1964

Сергей Васильевич Герасимов (26 сентября 1885, Можайск — 20 апреля 1964, Москва) — русский и советский живописец, стилистически прошедший путь от импрессиониста до соцреалиста, мастер книжной иллюстрации, портретист, педагог. Директор МГХИ им. В. И. Сурикова в 1943—1948 годах

Особенности творчества художника Сергея Герасимова: стилистически прошедший путь от импрессиониста до соцреалиста, этот серьезный мастер создал ряд работ, ставшими «хрестоматийными». Некоторое время на фоне произведений, отвечавших запросам времени и выполненных на высоком профессиональном уровне, почти терялась его живописная лирика – пейзажи, натюрморты. Впоследствии ситуация переменилась, и сегодня Герасимов-пейзажист известен не менее Герасимова-монументалиста.

Известные картины художника Сергея Герасимова: «Мать партизана», «Колхозный праздник», «Туча», «Ранняя весна», «Лед прошел».

Выходец из большой крестьянской семьи, Сергей Герасимов начал обучение в 16 лет, поступив в московское Строгановское художественно-промышленное училище, закончив которое, в 1907 году продолжил образование в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были Сергей Иванов и Константин КоровинВалентин Серов и Леонид Пастернак. В ранний период творчества Герасимов предпочитал работать акварелью, писал пейзажи, сценки из народного быта, портреты. С молодых лет художник преподавал: его педагогическая деятельность началась в 1912 году, в художественной школе типографии Товарищества И.Д.Сытина и продолжалась вплоть до 1914 года, когда Герасимова призвали в армию.

После Октябрьской революции Сергей Герасимов активно включился в новую жизнь, создав, в частности, монументальное панно «Хозяин Земли» (1918), украсившее бывшую московскую Городскую думу. Живописные техники художника в этот период претерпевают изменения – от так называемого «русского постимпрессионизма» к эстетике конструктивизма и далее, по велению времени и исторических реалий – к соцреализму. От серебристых легких мазков – к красочной феерии, ярким портретам современников, востребованным пропагандистской советской машиной. В 1920 году создал серию литографий и гравюр «Мужики».

С 1918 года художник вернулся к педагогической деятельности, преподавал в Государственной школе печатного дела, затем во ВХУТЕМАСе, Московском полиграфическом институте. Несмотря на политкорректные сюжеты, Герасимов всегда находил для себя творческую отдушину, выезжая на натурные этюды, которые отражают тонкую поэтическую и гармоническую натуру художника («Зима», «Весеннее утро»).

В 1937 году Герасимова пригласили преподавать в МГХИ им. В. И. Сурикова, который художник возглавил в годы войны. В 1948 году его сместили с поста директора, обвинив в излишней либеральности. Впрочем, через два года Герасимов вернулся к активной педагогической деятельности и до преклонных лет проработал в Московском высшем художественно-промышленном училище.  В 50-х годах художник снова обратился к картинам природы, создав серию «Можайские пейзажи».

В 1954 году Герасимов завершил серию иллюстраций к роману Максима Горького «Дело Артамоновых», начатую еще до войны, за которую получил золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958), в том же году стал Народным художником СССР. В годы хрущевской оттепели Герасимов стал «выездным», посетил Италию и Францию. С 1958 года и до конца дней занимал пост Первого секретаря правления Союза художников СССР.

Перейти к биографии