Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста
Сергей Васильевич Герасимов
Сергей
 Васильевич Герасимов
Россия 1885−1964
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

(1885, Можайск — 1964, Москва).

Прославленный представитель «русского импрессионизма», создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин. Родился в крестьянской семье. Учился в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1901−1907), а также в МУЖВЗ (1907−1912) у Константина Коровина. Членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. В ранней живописи художника («Фронтовик» (1926), ГТГ) проступают черты «сезаннизма»). В «Клятве сибирских партизан» (1933), ГРМ) он осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Знаменитый «Колхозный праздник» (1937, ГТГ) — оптимистическая красочная феерия — эталонное произведение соцреализма. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала его «Мать партизана» (1943−1950, ГТГ). Преподавал в художественной школе при типографии И. Д. Сытина (1912), затем во Вхутемасе и других институтах. Завоевал к середине века прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора Московского художественного института имени В. И. Сурикова). Был директором Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского; 1950−1964) и Первым секретарем правления Союза художников СССР (1958−1964). Лауреат Ленинской премии (1966). Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ и большинстве крупных музеев бывшего СССР.

С.В. Герасимов родился в ста­ринном русском городе Можайске, в большой крестьян­ской семье, с традиционным укладом жизни, но к образова­нию, тем не менее, относились хорошо. Первоначальное художествен­ное образование он получил в Строгановском училище (1901−1907), затем в МУЖВЗ с 1907 по 1912 годы. Время формирование творческой индивидуальности художника падает на конец Х1Х — начало ХХ веков. Это была бур­ная и сложная эпоха в истории русского искусства. Разнообразные течения и направления не увлукли художника, он остался верен эстетиче­ским принципам реалистиче­ского искусства, и прежде всего, благодаря своим учителям - СВ. Ивано­ву, К. А. Коровину, В. А. Серову, А. Е. Архипову и Л.О. Пастер­наку. Лиризм, фи­лософское мироощущение, любовь к родному краю характерно уже для самых ранних работ художника — пейзажам, натюрмортам, камерным портретам. Острая на­блюдательность, живость и убедительность в пе­редаче впечатлений — видны уже в ранних работах. Основной темой творчества Ге­расимова стала жизнь провинции, сельский быт, деревенская при­рода. Таковы картины «У телеги» (1906), «Свадебные в трактире» (1909), «На Севере» (1913), «Последний этюд в мастерской К.А. Коровина* (1911, все — ГТГ). За ак­варель «Мужской портрет» (И.Д. Сытин, 1912, ГТГ) Гера­симов получил звание худож­ника. Адекватна лирическому восприятию мира и манера ма­стера, свободная, импульсив­ная, как живая и изменчивая жизнь. Пульсирующая тональ­ность работ типична для ран­него творчества Герасимова. В ряде произведений заложен импрессионистический прин­цип изображения, идущий от К. А. Коровина («Базар в Можае», 1908; «Ярмарка», 1908). С 1914 наступил продолжительный перерыв в работе художника. Он был призван на военную службу.

Активная творческая деятель­ность возобновилась лишь пос­ле революции 1917 года. С это­го времени начался новый этап не только в жизни, но и в творчестве Герасимова. Под влия­нием современных идей, обще­ственных изменений в стране художник стремился найти но­вые средства и формы отобра­жения действительности, эс­тетика и практика конструк­тивизма оказали на него опре­деленное влияние. В своих ис­каниях Герасимов обращался и к примитивизму. Характерной работой этих лет является пан­но «Хозяин Земли» (1918, ГТГ). Оно предназначалось для оформления здания бывшей московской Городской думы. Хозяин земли — это крестья­нин, который изображен уве­ренно шагающим, он — символ новой жизни, нового человека. Опыт работы в монументаль­ном искусстве помог Герасимо­ву на следующем творческом этапе создать героико-драматические, монументально-экс­прессивные произведения, од­нако художник писал и лирические работы. В 1920-е Герасимов обратился к новой для себя теме — авто­портрету. Им были написаны два автопортрета (в 1923 и 1929), в которых глубоко инди­видуальный образ трансформи­рован в типический. В 1920—1930-х Герасимов написал ряд групповых портретов сельских тружеников. В этом ряду по­лотно «Приезд коммунистов в деревню» (1927, ГТГ). В обрисовке каж­дого персонажа убрано второ­степенное, все внимание сосре­доточено на социальном аспек­те, использованы даже эле­менты гротеска. В портретах, написанных в 1920—1930-х, на смену камерности пришел социально-обобщенный образ («Фронтовик», «Пугачевец», «Колхозный сторож»). Картина «Колхозный сторож» (1933, ГТГ) — лучшая работа этих лет. Ге­расимов стремился создать ти­пичный образ человека новой деревни эпохи коллективиза­ции.

Интерес к судьбе на­рода привел Герасимова к ис­торической теме. В 1930-х им были написаны первые карти­ны на историко-революционную тему. К ним относится «Клятва сибирских партизан» (1933, ГРМ). Эмоциональный строй картины на­полнен драматизмом. Сцена прощания красных партизан с погибшим товарищем приобре­тает эпический характер. Самое извест­ное произведение Герасимова — картина «Колхозный прездник» (1937, ГТГ). На ней представлено чествование героини сельского труда. В многофигурной компози­ции очень точно расставлены акценты, помогающие передать замысел художника. Пейзаж в творчестве Герасимова занимает важное место. Пейзажи мастера разнообразны по настроению — лирические, романтические, тревожные. Художник много ездил по стране, но более всею любил среднерусскую природу. Луч­шие работы созданы на родине, под Можайском — «Туча» (1936), «Зима» (1939), «Вечер в городе» (1940, все в ГТГ).

В годы Великой Отечествен­ной войны Герасимов создал ставшую широко известной картину «Мать партизана» (1943, ГТГ). В ней воспе­то мужество русской женщи­ны, сына которой уводят на расстрел. Идейно-нравственное содержание работы раскрыва­ется посредством сопоставле­ния двух характеров, плакатно монументального образа матери и гротескный облик фашиста. В годы войны Гера­симов создал также графиче­ские серии, лирические пейзажи. Природа ассоциировалась не только с образом родины, но и с надеждой на скорую побе­ду, поэтому художник часто обращался к мотиву весны («Лёд прошел», 1945, ГТГ). В послевоенное время Гераси­мов совершил ряд заграничных поездок. Пейзажи, написанные во время путешествий, своеобразные «портреты горо­дов и стран». Они овеяны поэтиче­ским чувством — «Венеция. Утро Большого канала», (1956, ГТГ); «Париж. Сад Тьюльри, (1961, ГТГ). Герасимов преподавал в ху­дожественной школе типоли­тографии Товарищества И. Д. Сытина (1912−1914); в Государственной школе печатного дела ИЗО Наркомпроса при 1-й Образцовой типографии (1918−1923); во Вхутемасе-Вхутеине (1920−1929); Мос­ковском полиграфическом институте (1930−1936); Мос­ковском высшем художест­венно-промышленном учили­ще (1950−1961).

Литература:

Галушкина А. С. С. В. Герасимов. Л., 1964.

Кравченко К. С. Герасимов. М., 1985.

Читать дальше

Лента
Сергей Васильевич Герасимов. Похороны
Похороны
Сергей Васильевич Герасимов

Жаде Антонио
, 30 января 2016 22:16 0
Из книги Салтыков-Щедрин; Собрание сочинений в десяти томах. Том пятый; Изд.: Правда; 1988 г.; Сер.: Огонек; Стр. 575
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 8 работ
Сергей Васильевич Герасимов. Горожанка
0
Горожанка
Сергей Васильевич Герасимов. Сторож коллективной фермы
0
Сторож коллективной фермы
Сергей Васильевич Герасимов. Хлеб наш насущный
0
Хлеб наш насущный
Сергей Васильевич Герасимов. Мать партизана
0
Мать партизана
Сергей Васильевич Герасимов. Клятва сибирских партизан
0
Клятва сибирских партизан
Сергей Васильевич Герасимов. Кисловодск
0
Кисловодск
Сергей Васильевич Герасимов. Вечер
0
Вечер
Сергей Васильевич Герасимов. Похороны
0
Похороны
Посмотреть все 8 работ художника
HELP