войти
опубликовать

Тарас
Гурьевич Гапоненко

Россия • 1906−1993

Живописец, чл.-корр. АХ СССР, нар. худ. СССР. Окончил моск. ВХУТЕИН (1930), ученик П.Кузнецова, В.Фаворского, Н.Чернышева. Жил и работал в Москве. Участник выставок с 1928. Член АХРР (1929-31), РАПХ (1931-32). Жанровые картины из жизни колхозной деревни «Выход колхозниц на работу» (1933), «На обед к матерям» (1935), "Начальник политотдела МТС осматривает поля" (1937-38), "У сельсовета" (1946), драм. полотна «Немцы ушли» (1942), «После изгнания фашистских оккупантов» (1943-46) и др. работы. Лауреат Ст. пр. (1947).

(1906, село Старая Заворень Смоленской губ. — 1993, Москва)

Учился во Вхутемасе-Вхутеине в Моск­ве (1924-1930) у П.В. Куз­нецова, В.А. Фаворского, Н.М. Чернышева. Вступив в 1928 в АХРР, Гапоненко проявил себя как верный и талантливый приверженец реалистических традиций русской живописи, а с нача­ла 1930-х — как убежденный сторонник социалистическо­го реализма. Главный источ­ник вдохновения мастера — жизнь советской деревни. Лучшие картины на эту тему им были созданы в 1930-е: «НА КОЛХОЗНОЙ МЕ­ЖЕ» (1930), «СДАЧА ХЛЕ­БА» (1932), «ВЫХОД КОЛ­ХОЗНИЦ НА РАБОТУ» (1933, ГТГ), «НА ОБЕД К МАТЕРЯМ» (1935, ГТГ). Последняя в данном ряду работа отмечена золотой ме­далью на Всемирной выстав­ке в Париже 1937 года. Произведения Гапо­ненко отличаются особым лиризмом душевного настро­ения. Они гармонично соче­тают в себе темы сельского труда и материн­ства.

Гапоненко был мастером не только станковой, но и создал монументальные работы. Интерес к монумен­тальному искусству выразился в его теоретических исследованиях (в 1931 он издал книгу «Монументаль­ная живопись в ее прошлом и настоящем»), и на практи­ке. Художником были созда­ны росписи для клуба «Про­летарий» в Москве (1930), панно «Мастера высоких урожаев» для главного па­вильона ВСХВ (1939) и пан­но «Знатные люди Страны Советов» для Советского па­вильона на Всемирной вы­ставке в Нью-Йорке (1939). Многочисленные полотна художника о Великой Оте­чественной войне («ВЕДУТ ПЛЕННЫХ», 1942-1943; «ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ ФА­ШИСТСКИХ ОККУПАН­ТОВ», 1943-1946, ГТГ и др.) не получили столь же широкого, как более ранние работы, общественного при­знания, как, впрочем, и про­изведения на колхозные сю­жеты послевоенных лет («АГИТАТОР В ПОЛЕ», 1949; «УБОРКА СЕНА», 1954; «ПТИЦЕСОВХОЗ», 1965 и др.).

Больший интерес представ­ляют, обладающие несомнен­ными художественными дос­тоинствами, но малоизвест­ные даже в среде историков советского искусства, работы мастера в области «малых жанров», выполненные им «для себя» в 1930-е. Это тонко написанные натюрморты - «КУРЫ И КОРЗИНКА» (1933), «БУБ­ЛИКИ» (1939); пейзажи - «ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ С РЕЧКОЙ» (1933), «МА­СЛОВКА» (конец 1930-х). Послево­енные картины - «НА­ТЮРМОРТ С АЙВОЙ» (1958), «ВАСИЛЬКИ В БЕ­ЛОЙ И СИНЕЙ ВАЗАХ» (1962), «ФЛОКСЫ И НАС­ТУРЦИИ» (1975), итальян­ские пейзажи 1963 года «РИМ. АЛЛЕЯ ПИНИЙ», «ЗДЕСЬ ЖИЛ ТИНТОРЕТТО» и др.

Удостоен зва­ний лауреата Государствен­ной премии СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, народного художника РСФСР.

Литература:

Парамонов А.В. Т.Г. Гапоненко. М.,1961.

Гаплненко Т.Г. Альбом-каталог. М., 1996.

Перейти к биографии