войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Гиацинт Франсуа Оноре
Риго

1659−1743
Гиацинт Франсуа Оноре Риго (фр. Hyacinthe Rigaud; 20 июля 1659, Перпиньян — 27 декабря 1743, Париж)
Французский художник, мастер парадного барочного портрета времён Людовика XIV и Людовика XV. Член Королевской Академии живописи и ваяния (1700—1735). Излюбленный художник королевской семьи и аристократии, в своих произведениях, ставших образцом для европейских парадных портретов XVIII в., сочетал пышную театрализованность, парадность с индивидуальными характеристиками.
Наряду с Н. Ларжильером был одним из ведущих портретистов эпохи царствования Людовика XIV и Людовика XV, однако, в отличие от Ларжильера, заказчиками которого являлись главным образом представители крупной буржуазии, клиентура Риго — это преимущественно придворная аристократия. В возрасте четырнадцати лет Гиацинт Риго приехал в Монпелье, где учился в течение четырех лет у П. Пезе и А. Ранка, затем четыре года провел в Лионе, а в 1681 году поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры в Париже. В 1682 году Гиацинт Риго получил Римскую премию за картину «Каин, строящий город Енох», но по совету Шарля Лебрена, директора Академии, в Италию не поехал и полностью посвятил себя искусству портрета. Первоначально у Риго было мало заказов и скромные гонорары, однако благодаря необычайному трудолюбию и целеустремленности, он быстро добился больших успехов и сделал блестящую карьеру. В 1700 году Риго был принят в члены Академии как исторический живописец, хотя представил на рассмотрение в качестве morceau de reception не историческую композицию, а «Портрет Мартина Дежардена» (1692 г., Париж, Лувр) — придворного скульптора, ректора Академии, автора двух знаменитых памятников Людовику XIV (один из них — для площади Победы в Париже, другой — для площади Белькур в Лионе). В течение творческого пути Гиацинт Риго создал огромную и впечатляющую портретную галерею своих современников. Ранние работы художника отмечены значительным влиянием Тициана и особенно А. Ван Дейка, перед которыми он преклонялся («Портрет Шарля де Ла Фосса» — 1682 г., Берлин, Замок Шарлоттенбург). Однако постепенно в произведениях Риго и его постоянного соперника Ларжильера сформировался особый, чисто французский вариант парадного репрезентативного портрета, который был доминирующим в официальной портретной живописи вплоть до конца XVIII века. Примечательно, что признание и популярность пришли к Риго еще до того, как он получил звание академика. Уже в 1688 году Гиацинт Риго написал портрет брата Людовика XIV Филиппа I, герцога Орлеанского, а в 1689 году — портрет его сына Филиппа II Орлеанского, будущего регента Людовика XV. В 1694 году Риго выполнил «Портрет Людовика XIV» (Мадрид, Прадо), с которого в течение последующих семи лет мастерская художника сделала 34 копии. В 1700 году художник написал по заказу Людовика XIV портрет его внука Филиппа V Испанского (Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона), а в 1701 году создал свою самую знаменитую картину — «Портрет Людовика XIV» (Париж, Лувр), который принес ему европейскую славу и стал своеобразным символом эпохи правления «короля-солнца». Гиацинт Риго изобразил Людовика XIV в полный рост на фоне монументальной колонны и пышных драпировок. Нарочито помпезная композиция, демонстративно театральная поза короля, опирающегося на скипетр, и надменное выражение его лица подчеркивают идею неограниченной власти монарха. Отныне представители многих правящих домов Европы стремились непременно иметь портреты, выполненные кистью Риго — главного портретиста королевского двора. Им импонировало характерное для его живописи сочетание натурализма с облагораживающей облик модели идеализацией, однако без откровенной лести. Уже с конца 1680-х годов, по мере того как увеличивалось число заказов, возрастал спрос и на копии с картин Риго, при этом заказчики руководствовались в своем выборе не столько высокими художественными достоинствами оригинала, сколько социальной значимостью модели. Так, например, лишь в 1694 году мастерская Гиацинта Риго закончила 37 портретов и 80 копий. Такая грандиозная по масштабам работа могла осуществляться усилиями большого коллектива живописцев самого разного профиля. Поэтому Риго сотрудничал не только с портретистами, но и с пейзажистами, баталистами, натюрмортистами (Ж. Б. Белэн, Делоне, Ф. Депорт, Ж. Легро, А. Моннуайе, Ж. Парросель, С. де Ла Пенне, Б. де Фонтене, П. Н. Юйо), которые писали фон, одежду, аксессуары или полностью человеческую фигуру, за исключением лица и рук, являвшихся прерогативой самого Риго. В мастерской художника существовала практика, при исполнении новых заказов брать за образец композиции, позы, костюмы и антураж, которые были использованы ранее в других картинах. Такие портреты стоили значительно дешевле, чем «оригинальные». Заказным портретам Гиацинта Риго присущи виртуозное мастерство в передаче внешнего сходства с моделью, помпезность и светская элегантность, которые безупречно отвечали вкусам королевского двора и иностранных заказчиков. В подобных портретах Риго интересовали не столько внутренний мир человека, сколько подробная характеристика обстановки, атрибуты власти, аллегорические детали, а также оптический иллюзионизм в трактовке нарядных костюмов и драгоценных украшений. Художественный стиль Риго отличают уверенная и энергичная манера письма, тщательная детализация и декоративная красочность. Вместе с тем в целом ряде заказных портретов художник проявил себя не только как тонкий физиономист, но и как наблюдательный психолог. К числу такого рода произведений принадлежит, в частности, «Портрет Фонтенеля» (Москва, ГМИИ) — известного писателя, философа, ученого, члена Французской Академии. В этом портрете Гиацинт Риго отказался от идеализации модели и пышных аксессуаров. На картине представлен пожилой мужчина с худощавым лицом, высоким открытым лбом и выразительным взглядом. Изобразив Фонтенеля в скромной домашней одежде на строгом нейтральном фоне, Риго удалось лаконичными средствами передать живой блеск его проницательных глаз и тонкий ироничный ум. Присущие подобным портретам объективность, естественность, простота и интимность являются характерными особенностями французского камерного портрета XVIII века. Поздние портреты Риго отмечены влиянием пасторальных тенденций. Таковы «Портрет Маргариты Ле Бре де ла Бриф», представленной в виде Цереры с серпом и пучком колосьев в руках (частное собр., гравирован в 1728 П. Древе), и «Портрет Пьера де Гейдана», изображенного в крестьянской одежде с волынкой в руках (1719, Экс-ан-Прованс, Музей Гране). Примечательно, что в творчестве Гиацинта Риго преобладают мужские портреты. Избегая писать женские портреты, художник объяснял это следующим образом: «Если я сделаю их такими, каковы они на самом деле, они не найдут себя достаточно красивыми. Если я им слишком польщу, они не будут похожи». Широкому распространению славы художника в значительной мере способствовали графические воспроизведения его картин, которые создавались лучшими граверами эпохи (П. Древе, Г. Дюшанж, Ж. Эделинк), причем чаще всего гравировались изображения официальных лиц, а также писателей для титульных листов книг. В 1710 году Риго стал профессором Королевской Академии, в 1716 году его «Автопортрет» украсил знаменитую галерею портретов художников герцога Тосканского Козимо III Медичи (Флоренция, Уффици), в 1727 году он получил вместе с королевской пенсией орден Св. Михаила, а в 1733 году — должность директора Академии. Помимо живописных работ Риго, сохранились также его рисунки, выполненные черным или белым мелом на светло-голубой бумаге. Эти листы представляют собой либо подготовительные штудии для будущих картин, либо тщательные копии с уже законченных произведений, предназначавшиеся для граверов в качестве моделей. Произведения: «Портрет Пьера Миньяра» (1691, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет принца Фридриха Датского» (1693, Копенгаген, Государственный художественный музей); «Портрет Мари Серр, матери художника» (1695, Париж, Лувр); «Портрет Жака Бениня Боссюэ» (1702, Париж, Лувр); «Портрет кардинала де Буйона» (1708, Перпиньян, Музей Риго); «Портрет герцога д'Антена» (1709, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет Елизаветы Шарлотты, герцогини Орлеанской» (1713, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха); «Портрет Фонтенеля» (1713, Монпелье, Музей Фабра); «Портрет принца Августа Саксонского» (1715, Дрезден, Картинная галерея); «Портрет шведского короля Карла XII» (1715, Стокгольм, Национальный музей); «Портрет Людовика XV в королевской одежде в пятилетнем возрасте» (1716, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет герцогини Орлеанской, принцессы Палатинской» (1718, Женева, Музей искусства и истории); «Портрет Самюэля Бернара» (1726, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Портрет ученого» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Перейти к биографии