войти
опубликовать

Иоганн Генрих Вильгельм
Тишбейн

Германия • 1751−1829

Биография и информация

Немецкий живописец, график. Учился у своего дяди И. Г. Тишбейна Старшего в Касселе. В качестве пенсионера работал в Париже, затем в Италии (с 1773). В 1773—1782 и 1783—1798 жил в Италии. С 1789 президент Академии художеств в Неаполе. Писал портреты, картины на исторические, мифологические и литературные сюжеты. Работал в акварели, иллюстрировал книги. Писал статьи по вопросам искусства. Автор биографического произведения Из моей жизни. Его талантом восхищался Гёте, написавший биографический очерк о художнике.

Немецкий живописец и гравер, прозванный за дружбу с И. В. Гёте "Гёте-Тишбейн", двоюродный брат Августа Иоганна Фридриха Тишбейна. Ученик своего дяди Иоганна-Якоба Тишбейна (1724—1791) и Иоганна-Генриха Тишбейна Старшего.

Первые две трети его жизни прошли в переездах с места на место. Вначале он работал в Гамбурге и Бремене, потом путешествовал по Голландии, провел несколько лет в Касселе. Посетил Ганновер, Берлин, Готу, Веймар и Лейпциг, возвратился в Кассель, в 1779 г. отправился оттуда в Италию пенсионером гессенского ландграфа и провел в этой стране два года.

В 1781—82 гг. трудился в Цюрихе, а затем благодаря содействию Гёте получил возможность попасть вторично в Италию. Из Рима он поехал вместе с Гёте в Неаполь, поселился в этом городе и с 1789 по 1799 г. был директором тамошней Академии художеств.

Вспыхнувший народный бунт и занятие Неаполя французами принудили его возвратиться в Германию; он странствовал по разным ее городам, жил и работал в Касселе (1799-1800) и Гамбурге (1801-08), пока, наконец, в 1808 г. не устроился в Эйтене, как придворный живописец Ольденбургского герцога.

Тишбейн занимался сначала ландшафтною живописью, а потом портретною и историческою; кроме того, много гравировал крепкою водкою и сухою иглою. Он долго пользовался громкою известностью как весьма искусный и образованный художник, отличный колорист, стремившийся к обновлению немецкой живописи в духе национальности и вместе с тем классицизма.

Этой известности, главным образом, способствовали его близость с тогдашними представителями немецкой литературы и науки и отчасти произведения его собственного пера.

Из его картин заслуживают внимания в особенности: "Портрет воина с мальчиком- сыном", "Конрадин Швабский, приговоренный к смерти, играет в шахматы с Фердинандом Австрийским" и "Вид в Альбанских горах" (все три в Готском муз.), "Вступление ген. Беннинксена в Гамбург, в 1814 г." (в Гамбургской гал.), портрет Гёте (во Франкфуртской гал.) и собственный портрет художника (в Ганноверск. муз.).

Гравюр Тишбейн насчитывается 147; из них 81 изданы в виде сборника под заглавием "Homer nach Antiken gezeichnet", с текстом Гейне и Шорна (Геттинг. и Штутгарт, 1821—23); сверх того, им изданы гравюры в Неаполе (1791 и 1796), собственная биография (Бремен, 1822) и несколько эстетических и беллетрических сочинений.

Первоначально классицист, на рубеже 18-19 вв. Вильгельм Тишбейн сблизился с романтиками, восприняв от них идею национального возрождения Германии. Писал исторические полотна ("Конрадин Швабский перед казнью", 1784, Музей замка, Гота), портреты, идиллические пейзажи.