Немецкий живописец, график. Учился у своего дяди
Немецкий живописец и гравер, прозванный за дружбу с
Первые две трети его жизни прошли в переездах с места на место. Вначале он работал в Гамбурге и Бремене, потом путешествовал по Голландии, провел несколько лет в Касселе. Посетил Ганновер, Берлин, Готу, Веймар и Лейпциг, возвратился в Кассель, в 1779 г. отправился оттуда в Италию пенсионером гессенского ландграфа и провел в этой стране два года.
В 1781—82 гг. трудился в Цюрихе, а затем благодаря содействию Гёте получил возможность попасть вторично в Италию. Из Рима он поехал вместе с Гёте в Неаполь, поселился в этом городе и с 1789 по 1799 г. был директором тамошней Академии художеств.
Вспыхнувший народный бунт и занятие Неаполя французами принудили его возвратиться в Германию; он странствовал по разным ее городам, жил и работал в Касселе (1799−1800) и Гамбурге (1801−08), пока, наконец, в 1808 г. не устроился в Эйтене, как придворный живописец Ольденбургского герцога.
Тишбейн занимался сначала ландшафтною живописью, а потом портретною и историческою; кроме того, много гравировал крепкою водкою и сухою иглою. Он долго пользовался громкою известностью как весьма искусный и образованный художник, отличный колорист, стремившийся к обновлению немецкой живописи в духе национальности и вместе с тем классицизма.
Этой известности, главным образом, способствовали его близость с тогдашними представителями немецкой литературы и науки и отчасти произведения его собственного пера.
Из его картин заслуживают внимания в особенности: «Портрет воина с мальчиком- сыном», «Конрадин Швабский, приговоренный к смерти, играет в шахматы с Фердинандом Австрийским» и «Вид в Альбанских горах» (все три в Готском муз.), «Вступление ген. Беннинксена в Гамбург, в 1814 г.» (в Гамбургской гал.), портрет Гёте (во Франкфуртской гал.) и собственный портрет художника (в Ганноверск. муз.).
Гравюр Тишбейн насчитывается 147; из них 81 изданы в виде сборника под заглавием «Homer nach Antiken gezeichnet», с текстом Гейне и Шорна (Геттинг. и Штутгарт, 1821—23); сверх того, им изданы гравюры в Неаполе (1791 и 1796), собственная биография (Бремен, 1822) и несколько эстетических и беллетрических сочинений.
Первоначально классицист, на рубеже 18−19 вв. Вильгельм Тишбейн сблизился с романтиками, восприняв от них идею национального возрождения Германии. Писал исторические полотна («Конрадин Швабский перед казнью», 1784, Музей замка, Гота), портреты, идиллические пейзажи.







