Белорусский живописец, педагог, общественный деятель.
Выпускник педагогического института, участник I Мировой войны, И.Т.Гаврис в 1919 году становится учеником Витебской народной художественной школы (с1920 года – Витебского художественно-практического института), изучает системы кубизма, футуризма, супрематизма и через три года получает звание «мастера изобразительных искусств
по живописи и рисунку».
Во время учёбы Гавриса принимают в УНОВИС, включают в состав творческого комитета этой организации. В 1922 году, после отъезда из Витебска первого, а потом и второго ректоров Художественно-практического института – Казимира Малевича и Веры Ермолаевой, Гаврис принимает руководство институтом на себя. И именно на долю Гавриса выпадет самая тяжелая часть истории закрытия этого знаменитого учебного заведения.
Во второй половине 1920-х – в 1930-е годы Гаврис – активный деятель белорусского возрождения, стремящийся на этнографических основах создать современное национальное искусство. Эта сторона деятельности Гавриса станет для художника роковой: в 1937 году
он будет репрессирован по обвинению в националистической деятельности.
Библиография:
1. Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. Минск. 2003
2. Сарабьянов А.Д. (авт.-сост., авт. вст. статьи), Гурьянова Н.А. Неизвестный русский авангард в музеях и частных коллекциях. Москва. 1992. С. 273
3. Лисов А.Г. И.Т. Гаврис: Очерк жизни творчества // Малевич. Классический авангард. Вып.5. Витебск. ВГУ. 2002. С. 67 – 87
4. Шатских А.С. Витебск. Жизнь искусства. 1917 – 1922 годов. Москва. Языки русской культуры. 2001. С.93
5. Лисов А.Г. УНОВИС – партия Малевича. // Малевич. Классический авангард. Витебск. Вып.4. Витебск. 2000. С.14 – 28
6. Лисов А.Г. Художник и власть: Марк Шагал – уполномоченный по делам искусств // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М.М. Бахтина. 1997. Вып.2. С.84 –103