войти
опубликовать

Борис
Эмильевич Витолло

Россия • родился в 1908

Живописец. Член Союза художников СССР.
(1908 – 1992 гг.)

По словам художника, жизнь его и обретение профессии не были ровной дорогой, а скорее напоминали зигзагообразный путь с резкими поворотами на 180 градусов.
Родился Борис Витолло в Москве 14.08.1908 г. в семье фотографа Эмилия Витолло, итальянца по происхождению.
Самые первые воспоминания сохранились у Бориса с полутора лет. Раннее детство его было светлым. Но родители много работали, и маленький Боря со старшим братом Сережей были предоставлены сами себе.
После революции и начала гражданской войны семья голодала, в день на человека полагалась осьмушка черного хлеба (50 гр.), и на семейном совете было принято решение, чтобы мама художника с детьми поехала в Золочев (под Харьков).
Они добирались туда целый месяц в чрезвычайно тяжелых условиях. Позже мама надолго заболела. Юному Борису пришлось устроиться на сельскохозяйственные работы. Золочев несколько раз переходил из рук в руки то к красным, то к белым, жизнь семьи была очень тяжелой, и, по словам художника, порой они выживали только благодаря добрым людям и удаче. После того, как Деникин был выбит из Харькова, отец забрал их назад в Москву.
С детства Борис был слаб здоровьем, и в 1921 году попал в Лесную школу в Сокольниках. В этой школе детей «хорошо кормили, одевали и всячески просвещали, прививая любовь ко всему хорошему».
В 1924 г. Борис экстерном сдал экзамены в школе, в 1925 г. поступил в музыкальный техникум им. Октябрьской революции и на Высшие литературные курсы им. В.П. Брюсова. Днем он учился в техникуме, а вечера проводил на лекциях по литературе.
В 20-е годы царил лозунг «Техника в период реконструкции решает все». Авиация была культом, и Борис, очертя голову, поступил на курсы ВАО (Всесоюзного авиационного объединения), после их окончания был принят техником в НИИ ВВС РККА (Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил).
Моментом, определившим будущую судьбу Бориса, стал увиденный в доме отдыха ВВС «Марфино» паренек за мольбертом, пишущий этюд. На глазах молодого человека совершилось чудо: на чистом картоне постепенно проступила природа. Борис познакомился с Васей Руенковым, который позволил ему воспользоваться своими художественными инструментами и был поражен достойными результатами человека, ни разу, не державшего в руках кисть. Борис купил все необходимое, практиковался в азах живописи, а позже, вернувшись в Москву, поступил в художественную студию ВЦСПС, где проучился около двух лет. В студии царила творческая атмосфера, преподавали талантливые педагоги, такие, как первый учитель Бориса А.И. Дорохов. Там же начинающий художник написал замечательный портрет Таси Неметц, про который Дорохов сказал: «…Это – шедевр, это - чистая Третьяковка». К сожалению, портрет был утрачен, о чем Витолло жалел всю свою жизнь.
Одну из студийных выставок посетил И.Э. Грабарь, увидев работы Бориса Витолло он посоветовал молодому человеку поступать в художественный институт.
В тот момент живопись была хобби Бориса, а работал он в УВВС РККА под руководством генерала А.И. Гребнева, который знал и поощрял увлечение подчиненного, даже с помпой устроил ему выставку работ в прекрасном здании на Арбатской площади. Гребнев понимал, что может наступить момент, когда Борис захочет посвятить себя живописи полностью, и обещал дать отличную характеристику в институт. Но вскоре Бориса постигла участь сына репрессированного по ложному доносу «врага народа», ему пришлось уволится с работы в авиации, и он долго не мог найти другой.
В феврале 1939 года у Бориса Витолло родилась дочь Таня, а осенью он поступил в МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства), который был в начале становления, не имел традиций. По словам художника, там царила атмосфера формализма и упор делался не на искусство, а на технические предметы. В институте Борис занимался на Факультете керамики до начала войны. В 1941 г., когда пришла беда, Бориса, забракованного медицинской комиссией по состоянию здоровья, направили в Луховицкий район ремонтировать сельхозинвентарь, где он проработал до поздней осени. Неожиданно за ним приехал на санитарной машине брат Сергей с письмом из Института, в котором сообщалось о необходимости явиться в Москву и эвакуироваться с семьей в Самарканд. Но мать и жена ехать отказались, а Борис с братом поехали и оказались в сказочном среднеазиатском городе из «Тысячи и одной ночи». Старый город поразил их воображение экзотикой, колоритом и честностью жителей.
Первый год в эвакуации был голодным, спасал тутовник, плоды которого студенты собирали и ели. Позже выжить помогла работа в колхозе, получая оплату пшеницей, мололи ее и пекли лепешки. Часть пшеницы продавали, или выменивали на другие продукты.
Осенью 1943 г. вернулись в Москву, по дороги купив соль, которая была в те годы как-бы валютой.
К огромному сожалению картины самаркандского периода были утрачены, также, как и часть работ довоенного периода. Более 60 полотен, в том числе и портрет композитора Гедике, погибли при пожаре.
В 1944 г. институт возобновил свою работу, Борис готовился к защите диплома, но, подорванный голодом организм дал сбой, и он попал в больницу. Целый год художник восстанавливал здоровье, защитил диплом лишь в 1948 г. и был направлен на керамический завод.
Несколько лет Борис Витолло руководил Художественной студией Центрального Дома железнодорожников, читал лекции по истории искусств.
В 1960 г. Борис вступил в МОСХ (Московский Союз Художников), сразу став членом, минуя кандидатский стаж.
С 1962 по 1974 гг. художник преподавал в Московском Текстильном институте на кафедре живописи. Он очень любил свою работу, общение с одаренной молодежью. Из дома «таскал» цветные лоскуты ткани и женское нижнее белье, чтобы использовать как фоны для постановки композиций. Единственное «но», оставалось мало времени на собственное творчество.
Также в 60-х Борис Витолло преподавал историю искусств в ЦМШ (Центральной музыкальной школе), где его учениками были будущие известные музыканты Алексей Наседкин, Рузанна и Карина Лисициан, Владимир Ашкенази. Он был прекрасным рассказчиком, обладал обширными знаниями в области живописи и музыки, увлекал молодежь своими рассказами об искусстве.
Помимо живописи и классической музыки Борис Витолло прекрасно разбирался в поэзии и сам писал замечательные стихи. Часть этих стихов вошла в каталог, изданный семьей художника к 100-летию со дня рождения мастера в 2008 году.
Художник работал в различных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет. В его работах мы видим декоративность, экспрессию, энергию, восхищение природой и окружающим миром. В портретах он концентрировался на внутреннем мире своих моделей, его не волновала чрезмерная похожесть в деталях, главным критерием была честность в передаче человеческой сути.
Свои полотна он считал «детьми», ему было жаль расставаться с ними.
Борис Витолло принимал участие во многих художественных выставках с 1937 по 1992 гг.
Значимой стала его персональная выставка в выставочном зале МОСХА «На Беговой» в 1984 г. Сохранилась книга отзывов, где восторженные слова оставили многие посетители, в том числе, модельер Вячеслав Зайцев и музыканты сестры Лисициан.
После смерти художника его полотна также выставлялись с 1995 по 2005 гг.

Работы художника находятся в собраниях:
Третьяковской галереи; Ярославского художественного музея; Волгоградского музея изобразительных искусств; Вологодской областной картинной галереи; Музея изобразительных искусств республики Карелия; Тульского областного художественного музея; Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого; Новокузнецкого художественного музея; Государственного музейного объединения Архангельской области «Художественная культура народов севера»; Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского; Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки; частных коллекционеров России, США, Италии и Греции.







Перейти к биографии