войти
опубликовать

Николай
Евгеньевич Вечтомов

Россия • 1923−2007

После Сталин­градского сражения он попал в окружение и был взят в плен. Совершить побег из немецкого лагеря в Германии удалось только со второй попытки. Вечтомов перешел границу с Чехословакией и благодаря чи­стой случайности добрался до Праги, где с давних пор жил в эмиграции брат отца — извест­ный виолончелист мирового класса Иван Вечтомов. Он и его семья скрывали в пражской квартире бежавшего из плена племянника. Окончил Вечто­мов войну в словацком парти­занском отряде. После демоби­лизации, в 1946, он поступил в Московское городское художе­ственное училище. Его учите­лями были М.С. Перуцкий, К.Г. Дорохов, М.Т. Хазанов, С.С. Боим. В 1949 училище расформировали за «форма­лизм», а учащихся перевели в Московское областное художе­ственное училище памяти 1905 года, которое Вечтомов и окон­чил в 1951. Начало самостоя­тельного творчества связано с натурным пейзажем. В конце 1950-х на смену натурным ра­ботам пришли беспредметные композиции. В произведениях художника стала просматри­ваться космичность сознания: обобщенные реальные и геоме­трические формы помещались в условно-бескрайнее про­странство. Уже в 1958, желая отойти от господствовавшего официально-идеологического искусства, Вечтомов создал первую композицию в новой для себя пластической форме - «РЕКВИЕМ» (ГТТ). Жил в это время художник в городе Долгопрудном (под Москвой). В поселке Лианозово (недале­ко от Долгопрудного) про­изошло знакомство Вечтомова с художником Е.Л. Кропивницким и его женой О.А. Потапо­вой, а позднее и с их сыном Л.Е. Кропивницким, вернув­шимся из советских лагерей после реабилитации. Так воз­никла «Лианозовская группа». В то время в определенной мере членов группы объединяло почти общее обращение к экс­прессионистической традиции. Вечтомов уже в середине 1960-х вернулся к прежней творче­ской установке, где главное цвет, форма, пространство. Художник говорит о своей работе: «В основе того многого, что я изображаю, ле­жат реальные впечатления и ощущения от реальности, от окружающих предметов, жи­вых существ, обстоятельств. Но важно то, что я всегда ощущаю, стремление приобщиться к тайнам мира и миросоздания». Произведения Вечтомова трудно отнести к какому-либо традиционному жанру. Это скорее некие символико-аллегорические композиции, основу которых составляют условные, сильно абстрагированные формы и напряженные, часто трагические и тревожные контрастные цветовые сочетания . К таким произведениям относятся - «ДОРО­ГА», 1983; «ЧЕРНОЕ СОЛН­ЦЕ», 1990; «ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО», триптих, 1976; «ДОН КИХОТ», 1991.Худож­ник много ездит по стране - в 1970-х в Тюменскую область, Кирги­зию, Хабаровский край, на Охотское море, Сахалин и Курилы. Впечатления от этих поездок нашли отражение в работах «СТРАЖИ КУНАШИРА» (1979), «ПОЛНО­ЛУНИЕ» (1990), «МЕДИТА­ЦИЯ» (1990).

В течение 45 лет творческого пути Вечтомов участвовал во многих выставках в России и за рубежом. Его первая персо­нальная выставка состоялась в 1961 в Москве; в 1972 - в Че­хословакии в Праге; в 1983 в Москве в зале на Малой Гру­зинской улице; в 1990 в Герма­нии в городе Фульде; в 1995 в Хабаровске в Дальневосточном художественном музее; в 1996 в Москве в галерее А-3.

Перейти к биографии