войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Мишель
Жорж

Франция • 1763−1843

С 1775 года Мишель — ученик у Николя Танэ, а по окончании этой учёбы сопровождает командира полка гусар де Бершиньи в поездках. Многочисленные наброски, сделанные в этих путешествиях, отразятся впоследствии в полотнах мастера.

В возрасте 15 лет начинающий художник изучает в Лувре работы голландских и фламандских мастеров барокко. Этим влиянием «голландцев» объясняется столь значительное внимание, уделяемое художником натурализму и многочисленной детализации на полотне в его ранний период творчества (до 1810—1815 годов).

Впоследствии Мишель открывает для себя как художественную цель природу окрестностей Парижа.

Ж.Мишель является одним из предшественников «барбизонской школы».

Французский живописец, пейзажист, предшественник художников барбизонской школы пейзажа.

Происходил из семьи со скромным достатком, начальное образование получил под руководством священника, жившего в окрестностях Сен-Дени. В 1775 году поступает учеником к живописцу Ледюку, писавшему картины исторического жанра, учился также у А. Тоне.

В 1783 году был приглашен в Нормандию, где зарабатывал уроками рисования. Побывал в Германии, Швейцарии (1789 г.). В Париже знакомый продавец картин Лебрен разрешил Мишелю копировать произведения голландских пейзажистов; с увлечением копирует в Лувре работы Рейсдала, Хоббемы и другие. Высказывалось предположение, что в период империи ему была поручена реставрация полотен голландских и фламандских художников в Лувре.

Наряду с этим Мишель начинает работать в окрестностях Парижа над небольшими этюдами с натуры и на их основе пишет в мастерской картины, став одним из первых французских художников, сделавших пейзаж родной страны главной темой своего искусства.

Мишель не стремился к красотам дальних земель и признавался, что для вдохновения ему достаточно пейзажа "в четыре лье" вокруг Парижа.

Художник никогда не подписывал свои картины и редко проставлял даты их создания, поэтому точная датировка пейзажей затруднена. Исследователи различают три основных периода в его творчестве, для которых характерны те или иные художественные особенности.

Ранний период, до 1808 года, когда Мишель писал картины в духе голландских шедевров XVII—XVIII веков, оживляя пейзаж фигурками людей и животных (У водопоя, 1794 — 1795 гг., Нант, Музей изящных искусств; В лесу, Париж, Лувр). Порой эти фигурки писали за него Демарн, Свебах. В 1808 — 1820 годах творческая манера художника становится более индивидуальной, он обретает собственное лицо. Его начинают интересовать проблемы передачи пространства, освещения, состояния атмосферы (Дорога, Гавр, Музей; Окрестности СенДени, Париж, музей Карнавале; Мельница, Лондон, Музей Виктории и Альберта).

В картинах позднего периода все явственнее начинают звучать романтические ноты, пейзажи пронизаны ощущением тревоги, эмоциональной взволнованности: небо с темными облаками низко нависает над землей, под порывами ветра гнутся деревья, усиливаются контрасты света и тени. Живописная фактура становится разнообразней, пастозные мазки густым слоем покрывают холст: Гроза (Страсбург, Музей изящных искусств), Две мельницы (Гаага, Музей Месдаг), Мельница на Монмартре перед грозой (Париж, Лувр).

Полотна Мишеля согреты чувством искренней любви к миру природы, художник раскрывает какую-то особую, смиренную красоту самого непритязательного и скромного пейзажного мотива.

Перейти к биографии