войти
опубликовать

Мария
Николаевна Бутрова

Россия • родилась в 1905

(26 февраля (11 марта) 1905, Санкт-Петербург, Российская империя — 12 октября 1989, Ленинград, СССР)
Живописец, график и книжный иллюстратор. Член Союза художников (ЛОССХ, ЛССХ, ЛОСХ; с 1939).
Училась во ВХУТЕМАСе (Петроград, 1918—1920 гг.) у художников В. В. Лебедева и В. И. Денисова; в Высшем художественно-технический институт в Ленинграде (ВХУТЕИН, 1922—1927 гг.), на монументальном отделении у К. С. Петрова-Водкина. Участница выставок с 1926 года. В 1930-е годы, под руководством В. В. Лебедева, работала в мастерской по росписи тканей. В творческой судьбе, в развитии высокой профессиональной культуры художника большую роль сыграли дружба и товарищеское общение с Н.А. Тырсой, Г.С. Верейским, В.В. Лебедевым, В.М. Конашевичем – творческим ядром и своеобразным камертоном Экспериментальной литографской мастерской, в которую М.Н. Бутрова входила с 1936 г. С 1939 года член секции графики ЛОССХ Союза художников СССР. Как иллюстратор работала в детской книге с 1931 года, сотрудничала с детскими журналами Ёж, Чиж, Мурзилка, с издательствами Детгиз, Учпедгиз и Лениздат. С 1936 года в Экспериментальной печатной мастерской ЛОССХ художница работала с литографией. В годы войны Мария Бутрова разделила все трудности блокады с теми, кто жил и работал в осажденном Ленинграде. Как и многие ленинградцы дежурила в ПВО, тушила зажигалки. С большим воодушевлением она работала над плакатами и знаменитыми листами «Боевого карандаша», вселяя веру в победу мужественных ленинградцев. На исходе первой страшной зимы Мария Николаевна вместе с тяжело больным мужем, художником П.В. Новиковым, эвакуировалась в Москву. Там она продолжала работать в Детгизе и журнале «Мурзилка». После окончания войны М.Н. Бутрова вернулась в свой родной город. С конца 1940-х годов стала заниматься и другими техниками эстампа (офортом, монотипией). Во второй половине XX века основным жанром М.Н. Бутровой стал пейзаж, чему способствовали её многочисленные творческие командировки на север СССР (Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень). В 1960—1980-е годы многие станковые работы художницы были созданы по впечатлениям и натурным зарисовкам сделанным во время таких поездок. Всех, кто близко знал Марию Николаевну, неизменно восхищали ее неиссякаемая жизненная энергия, страсть к новым впечатлениям и путешествиям. В 1975 г. она совершила поездку по своим любимым местам: в низовья Оби: Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень, Тува. И это в свои 70 лет! В 1960—1980-е годы многие станковые работы художницы были созданы по впечатлениям и натурным зарисовкам сделанным во время таких поездок. Работы в музейных собраниях: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург); Отдел эстампов Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург); Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева; Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова; Картинная галерея Красноармейска (Московская область); Чувашский государственный художественный музей; Чайковская художественная галерея. Книги иллюстрированные М. Бутровой: Тараховская Е.Я. Калитка в сад М.: Детгиз, 1949; Бутрова М.Н. Веселая эстафета: Огиз, Мол. гвардия 1931; Бутрова М.Н. Игры. Гос. изд-во (Типо-лит. "Красный пролетарий").

Перейти к биографии