войти
опубликовать

Александр
Филиппович Бурак

Россия • 1921−1997

С 1946 г. жил и работал в Екатеринбурге (Свердловске). Член Союза художников СССР (с 1948), Заслуженный художник РСФСР (1964). Заведовал кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Свердлов-ского архитектурного института (1968—1989). Работал преимущественно в пейзажном и бытовом жанрах. Про-изведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургском музее изобразительных ис-кусств, других музеях и частных коллекциях.

Жумати, Т. П. Бурак Александр Филиппович / Т. П. Жумати // Екатеринбург : энциклопедия. — Екатеринбург, 2002. — С. 69.

Бурак Александр Филиппович // Календарь знаменательных и памятных дат. Свердловская область, 2001 / Свердл. обл. универс. науч. б-ка им. В. Г. Белинского. — Екатеринбург, 2000. — С. 62. — [В тексте дата рождения 10. 06. 1921].

Александр Бурак : Живопись : [буклет] / Свердл. орг. Союза худож. РСФСР ; вступ. ст. В. Черепова. — Сверд-ловск, 1984. — 16 с. : ил.

Родился в 1921 году в д. Ефремовка в Сибири.

Учился на архитектурном факультете Сибирского строительного института им. В. В. Куйбышева (г. Новосибирск), параллельно работая художником-мультипликатором на Новосибирской студии научно-популярных фильмов. В 1944 г. А. Бурака назначили главным художником цветного документального фильма «Нетронутый Урал» и командировали для работы в г. Свердловск. Этот фильм посвящался богатству Уральских гор, их происхождению, их легендарному прошлому и великому будущему. На Урале А. Бурак познакомился с И.К. Слюсаревым, В.С. Зиновым и другими известными свердловскими художниками. Опытные пейзажисты стали его первыми учителями в живописи с натуры. Фильм «Нетронутый Урал» не был снят, но спустя почти 10 лет А. Бурак написал эпическое полотно под тем же названием.

Переехав в 1946 г. в Свердловск, А.Бурак работал в проектном институте, но всё свободное время посвящал живописи, этюдам.

Первый большой пейзаж художника «На Южном Урале» тепло встретили и на Урале, и в Москве. В рамках Всесоюзной выставки 1951 г. работа экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее. В том же году А. Бурак стал членом Союза художников, решив полностью посвятить себя живописи, расставшись с архитектурой. Точная проработка, предельное внимание к каждой мелочи и при этом умение увидеть общую картину – эти особенности художник унаследовал от Бурака-архитектора.

Художник был необычайно пытлив во всём: создавая серию «Индустриальный Урал», он вникал в производственные процессы, изучал технологию. Работая над уральскими пейзажами, он словно растворялся в величественной природе, сливался с ней воедино, и она доверительно открывала ему тайны неповторимого сочетания красок.

В 50-60-е гг. художник создал целую серию эпических, лирических и индустриальных пейзажей, положительно отмеченных критикой и приобретённых самыми высокими ценителями пейзажной живописи. В 50-е годы А. Бурак стал широко известен и как мастер жанровой живописи. Особое признание получила его картина «К сыну за помощью». Написанная в лучших традициях русской реалистической живописи, она подняла значимость бытового жанра в тот период, когда в нём намечался определённый упадок. В ней Бурак проявил себя как тонкий психолог.

Для пейзажей А. Бурака характерно тематическое и сюжетное разнообразие: это широкая панорама ещё не обжитого Урала («Нетронутый Урал»), лирические интимные уголки природы («Тишина», 1956 г.), пейзаж уральских деревень («Огни уральского колхоза», 1955 г.), масштабные индустриальные виды. Их отличает сюжетная повествовательность, картинность построения.

А. Бурак – настоящий «певец Урала». Возможно, именно он стал одним из тех живописцев, о которых мечтал Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Урал ещё ждёт своего художника, который воспроизведёт на полотне его оригинальные, полные своеобразной прелести и суровой поэзии красоты».

Перейти к биографии